Общее понятие о характере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:37, реферат

Описание работы

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Работа содержит 1 файл

Психология реферат.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

1. Общее  понятие о характере

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются  у личности в типичных условиях и  выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это  индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение  человека к действительности и проявляющихся  в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом  и способностями. Характер, как и  темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно  окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается  под влиянием характера: человек  с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны  своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий  уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с  коллективом, желание работать для  его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью  к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять  инициативу. Связь характера и  способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с  людьми характер человека проявляется  в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или  менее деликатной, тактичной или  бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной  системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные  и инструментальные. Мотивационные  побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно  отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит  не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и  в выборе цели действия. Однако, когда  цель определена, характер выступает  больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в  состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые  определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или  менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут  проявиться рациональность, расчетливость  или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера  включены черты, которые относятся  к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также  альтернативные им (как свидетельство  отсутствия характера). В этом плане  характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Причины подросткового кризиса

      Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства  к взрослости.

      Все стороны развития повергаются качественной перестройке, возникают и формируются  новые психологические образования.

      Этот  процесс преобразования и определяет все основные особенности  личности детей подросткового возраста.

        В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность.

        В настоящее время в условиях  нашей страны этот период развития  охватывает примерно возраст  с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в  целом с обучением детей в  средних классах школы.

        Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

        Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т.е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве отношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т.п.), приходится на средние классы.

        Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п. Наблюдающиеся  в пубертатный период изменения бывают столь значительны, что для описания их ученые предпочитают использовать такие образные выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и др. важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

        В подростковом возрасте могут впервые возникать или незаметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.

        В этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию». 

      Все исследователи психологии сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

        Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям.

        Как показало исследование С.К. Масгутовой, субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. В то время как для подростков переживания по поводу общения со сверстниками оказываются наиболее значимыми, наиболее типичными, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более всего переживают по поводу общения с родителями. Это является серьезной проблемой современной воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих подростка взрослых видеть его действительные переживания, их фиксацию лишь на той стороне субъективной жизни подростка, которая повернута непосредственно к данному учителю или родителям.

        На самом же деле большинство взрослых, окружающих подростка, не имеют никакого представления о динамике мотивов его общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста, о смене связанных с эти общением переживаний. Имеющую место динамику предельно схематично можно представить следующим образом: если в IV классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то делать, играть, то уже в V-VI классах на первое место выходит мотив занять определенной место в коллективе сверстников. В VII-VIII классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Анализ показывает, что у многих подростков оказывается потребность “быть значимым в глазах сверстников”, что приводит к тяжелым переживаниям. Взрослые, как показало исследование, никогда не замечают этого, они вообще в подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы общения подростка со сверстниками самым примитивным образом – как стремление быть в их среде. Ясно поэтому, что они не могут помочь подростку найти свое место в коллективе сверстников.

        Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их сын или дочь.

      В то же время исследования показывают, что уже начиная с VI класса у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

      Ни  родители, ни учителя не воспринимают этого стремления подростков быть лично  ответственными за успешность своего общения с окружающими и никак  не способствуют конструктивному развитию соответствующей потребности и  способности.

      Ни  учителя, ни родители не видят также  изменений содержании общения со сверстниками на протяжении подросткового  возраста. Как показало исследование, содержание общения младших подростков сосредоточивается главным образом  вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личного  общения, развития индивидуальности.

      На  этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критичность  по отношению к собственным недостаткам, которые могут оказываться в  общении с другими людьми. Подросток  в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут  ему помочь, не воспринимая его  проблем. 

Информация о работе Общее понятие о характере