Общая характеристика воспитания: понятие, особенности процесса, цели, принципы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 00:52, реферат

Описание работы

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.

Работа содержит 1 файл

Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образовани1.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

К. Гельвеций  в этой связи писал: «Я продолжаю  еще учиться; мое воспитание еще  не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся  моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание»2.

Школьное  воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что  нервная система в молодом  возрасте отличается высокой пластичностью  и восприимчивостью. Но даже при  очень хорошей организации воспитательного  процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов  от момента непосредственного воспитательного  воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его  непрерывность, ведь это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что какое-нибудь одно яркое  «мероприятие» способно изменить поведение  ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс  воспитания идет от случая к случаю, воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности  формирования личности. Однако это  не исключает того, что в какой-то момент приходится уделять больше внимания тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться, что обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя  – к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника – к воспитателю (обратная). Управление здесь строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает  от воспитанников. Чем больше ее в  распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

3.Цель воспитания

Одна из главных  характеристик воспитания — его  целенаправленность. Целенаправленность предполагает проектирование результата.

Цель воспитания: «в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане  — предвосхищаемый результат  воспитательной деятельности»3.

Цель воспитания, таким образом, выступает как  идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). «Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества...»4.Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (общественно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализации в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).

Цель воспитания – это то, к чему мы стремимся  в будущем, и этому подчиняется  все: содержание, организация, формы  и методы воспитания. Вопросы, к чему должна стремиться школа и воспитатели  в своей практической деятельности, каких результатов добиваться, можно  назвать ключевыми.

Для любой  цели (в обыденном и педагогическом обиходе нередко употребляются  слова «надежда», «вера») характерна ее позитивная направленность.

4.Принципы воспитания

Принципы  воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации  воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и  в отличие от общих принципов  педагогического процесса это общие  положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

  • Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

Грубое  и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

  • Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  • Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса. В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляет систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1.Общественная направленность воспитания;

2.Связь воспитания  с жизнью, трудом;

3.Опора на  положительное в воспитании;

4.Гумманизация  воспитания;

5.Личностный  подход;

6.Единство  воспитательных воздействий.

 

Заключение

В ходе истории  и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.

Итак, сегодня  воспитание понимают как:

* передачу  социального опыта и мировой  культуры;

* воспитательное  воздействие на человека, группу  людей или коллектив (прямое  и косвенное, опосредованное);

* организацию  образа жизни и деятельности  воспитанника;

* воспитательное  взаимодействие воспитателя и  воспитанника;

* создание  условий для развития личности  воспитанника, то есть оказание  ему помощи и поддержки в  случае семейных проблем, трудностей  в учебе, общении или профессиональной  деятельности.

Разные подходы  к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность  и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия  его протекания.

 

Литература

  1. Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко, М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  2. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 34.
  3. Боркенау П. // Журнал психологии личности и социальной психологии. - 1990
  4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие, М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с
  5. Подластый И.: Педагогика. Книга 3.Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов, М: Владос, 2008.
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999

1 Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995. — С. 16

2 И. П. Подласый "Педагогика", т.2, с.9, ссылаясь на К. А. Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании"

3 Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 336

4 Боркенау П. // Журнал психологии личности и социальной психологии. - 1990


Информация о работе Общая характеристика воспитания: понятие, особенности процесса, цели, принципы воспитания