Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 00:52, реферат
На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.
Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Психология и педагогика»
Тема: Общая характеристика воспитания: понятие, особенности процесса, цели, принципы воспитания.
Выполнила студентка
Iкурса
экономического факультета
Филиных О.С.
Проверила:
Полесск
2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Общая характеристика воспитания 5
2.Процесс воспитания и его особенности 7
3.Цель воспитания 12
4.Принципы воспитания 13
Заключение 15
Литература 16
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы
воспитания и обучения неразрывно связаны,
поскольку данные процессы направлены
на человека как целое. Поэтому на
практике трудно выделить сферы исключительного
влияния обучающих и
«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, -- нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.
В отношении
к человеку воспитание определяется
следующим образом: это есть преднамеренное
воздействие взрослого человека
на ребенка или юношу, имеющее
целью довести его до той доли
самостоятельности, которая необходима
человеку для исполнения своего назначения
человека на земле. Очевидно, что искусство
воспитания возникло с самого начала
появления человека на земле. Когда
возникли общества и государства, то
к чисто семейным целям В. присоединились
цели социальные и религиозные. В
Китае с древнейших времен В. имело
целью подготовить человека для
жизни в семье и сообщить ему
премудрость, куда входила религия
и наука. Поэтому у китайцев власть
родителей над детьми была безгранична
и даже взрослые люди должны были быть
в повиновении у родителей. У
индусов и древних египтян
воспитывали для известной
На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
1.Общая характеристика воспитания
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание— процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспитание" употребляется в широком и узком смысле.
В широком
смысле воспитание включает в себя
всю сумму воздействий, весь процесс
формирования личности и подготовки
ее к активному участию в
В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.
Воспитание является двусторонним действием: с одной стороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно привести следующее высказывание: "Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается не только студент, но и преподаватель".1 Кроме того, определенные коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самими обучающимися.
Воспитатель — это лицо (иногда организация), которое осуществляет воспитание (т.е. передает опыт поколений); кроме того, это может быть должностное лицо, занимающееся воспитательной работой в учебно-образовательном учреждении
Воспитание может быть действенным, если переходит в самовоспитание, пробуждает собственную активность. Самовоспитание— это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим сотрудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содружестве, саморазвитии и сотворчестве преподавателя и обучающегося в совместной продуктивной деятельности.
Воспитательный
процесс состоит из отдельных
ситуаций. Под воспитательной ситуацией
подразумевается состояние
Для того чтобы организовать непрерывный воспитательный процесс (рассматривая его в движении и развитии), нужно в каждой учебной ситуации решать комплекс воспитательных задач в зависимости от поставленной цели, учитывая их вариативность. Обеспечивая управление воспитанием в любой учебной ситуации, необходимо оказывать непосредственное воздействие на педагога и обучающегося, изучаемый предмет, а также на всю систему образования.
Ведущая роль в процессе обучения и развития личности обучающегося принадлежит преподавателю, деятельность которого является генератором научных и мировоззренческих идей, теоретических и практических знаний, а также духовно-нравственного и интеллектуального потенциала будущего специалиста.
При воспитывающем
обучении достигается взаимосвязь
между приобретением знаний, умений
и навыков и формированием
личности обучающихся. Это дидактический
принцип, находящий свое отражение
в содержании, организационных формах
и методах обучения. В процессе
воспитывающего обучения осуществляются
основные задачи воспитания и выявляются
полноценность или
Роль воспитания
оценивается по-разному — от утверждения
его полной бессмысленности (при
неблагоприятной
Важнейшая задача
воспитания — выявление склонностей
и дарований, развитие в соответствии
с индивидуальными
Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
2.Процесс воспитания и его особенности
Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Он состоит из множества актов, равноправно участвующих в формировании продукта. Легче всего выделять и анализировать составные части общего процесса воспитания по источнику и месту их возникновения. Для современного школьника основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов, убеждений и привычек поведения, являются:
• общение с людьми (на улице, в транспорте и т. д.);
• средства массовой коммуникации (включая Интернет);
• книги;
• семья, родственники;
• друзья, группы, компании;
• школа;
• труд и самообслуживание.
В вопросе
о значимости различных источников
для формирования воспитанности
согласие специалистов не достигнуто.
Традиционно считалось, что наибольшее
влияние оказывает семья, но в
современных реалиях от категорических
утверждений следует
В структуре процесса воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая носит название самовоспитания, вторая – внешнего воспитательного влияния (действия). Важны обе. Одни достигают большего результата благодаря самовоспитанию (их называют людьми, которые создали себя сами), другие нуждаются в интенсивном влиянии извне, так как помочь себе сами не способны.
Согласно одной из концепций процесс школьного воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система: развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается, как система, целостный объект, который есть нечто большее, чем совокупность ее компонентов.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость, целевая, содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива – это еще не процесс воспитания в целом. Необходимо абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень его – важнейшая методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, при чрезмерной – возникает опасность отрыва от действительности.
Процесс воспитания имеет ряд особенностей по сравнению с обучением, развитием, формированием личности. Сущность его, место и роль легче всего обнаружить, рассматривая воспитание в структуре целостного процесса. В той части, где формирование личности имеет контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.
Воспитание
– процесс целенаправленного
формирования, конечной своей целью
имеющее формирование личности, нужной
и полезной обществу. В учебных
пособиях по педагогике прежних лет
была распространена формулировка, согласно
которой процесс воспитания –
это организованное, целенаправленное
руководство воспитанием
Процесс воспитания
– процесс многофакторный; многочисленные
объективные и субъективные факторы
обусловливают своим совокупным
действием сложность данного
процесса. Установлено, что соответствие
субъективных факторов, выражающих внутренние
потребности личности, объективным
условиям, в которых личность живет
и формируется, помогает успешно
решать задачи воспитания. Чем больше
по своему направлению и содержанию
совпадают влияния
Сложность воспитательного
процесса состоит в том, что его
результаты не так явственно ощутимы
и не так быстро обнаруживают себя,
как в обучении. Между педагогическими
влияниями, проявлениями воспитанности
или невоспитанности лежит