Общая характеристика воспитания: понятие, особенности процесса, цели, принципы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 00:52, реферат

Описание работы

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.

Работа содержит 1 файл

Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образовани1.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

 

Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Психология и педагогика»

Тема: Общая характеристика воспитания: понятие, особенности процесса, цели, принципы воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Iкурса

экономического факультета

Филиных О.С.

Проверила:

 

 

 

Полесск

2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Общая характеристика воспитания 5

2.Процесс воспитания и его особенности 7

3.Цель воспитания 12

4.Принципы воспитания 13

Заключение 15

Литература 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы  воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного  влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».

«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило  нас, -- нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.

В отношении  к человеку воспитание определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее  целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Очевидно, что искусство  воспитания возникло с самого начала появления человека на земле. Когда  возникли общества и государства, то к чисто семейным целям В. присоединились цели социальные и религиозные. В  Китае с древнейших времен В. имело  целью подготовить человека для  жизни в семье и сообщить ему  премудрость, куда входила религия  и наука. Поэтому у китайцев власть родителей над детьми была безгранична  и даже взрослые люди должны были быть в повиновении у родителей. У  индусов и древних египтян  воспитывали для известной касты, так что дитя воина или жреца  воспитывалось иначе, чем ребенок  других каст: каждый человек должен быть полезен для своей касты  и никакой общечеловеческой цели воспитания не существовало. У древних  персов юношей воспитывали многостороннее: они должны были быть храбрыми, откровенными, любить добродетель и гнушаться  пороков; но это относилось к мальчикам, и все воспитание имело утилитарный  характер, подготовляя юношей высшего  класса общества к военной и административной деятельности. В. у спартанцев имело  некоторое сходство с воспитанием  у персов: по законам Ликурга, воспитание в Спарте было общественным, т.е.все дети воспитывались сообща под надзором правительства. Мальчиков приучали к умеренности, выносливости, терпению и дисциплине; посредством телесных упражнений их готовили к военной службе. Все это относилось только к господствующему классу, именно спартиатам. У афинян воспитывала прежде всего семья, но государство облегчало обязанности родителей, поощряя некоторые учреждения, где дети получали телесное и умственное образование. идеал воспитанного человека был у афинян шире, чем у спартанцев: от молодого человека требовали, чтобы он был не только силен и ловок на войне, но умел бы выказать эти качества и на общественных играх; кроме того, красивая речь, знакомство с музыкой и родной поэзией, а также некоторая ученость составляли необходимые качества хорошо воспитанного афинянина.

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился  в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется  по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей  доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения  к младшему сложилась гораздо  раньше обозначающего ее термина. Поэтому  сущность воспитания трактуется с различных  точек зрения. В любом случае в  качестве предмета воспитания рассматривается  человек, испытывающий соответствующее  воздействие.

 

1.Общая характеристика воспитания

Развитие  любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение  передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и  обогащает. Воспитание— процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспитание" употребляется в широком и узком смысле.

В широком  смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс  формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В  таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в  нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого  слова включает в себя также образование  и обучение.

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного  облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Воспитание является двусторонним действием: с одной стороны —  деятельность педагога, с другой —  деятельность воспитанника (их воздействие  друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно привести следующее  высказывание: "Процессы обучения и  воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они  являются взаимными: обучается и  воспитывается не только студент, но и преподаватель".1 Кроме того, определенные коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самими обучающимися.

Воспитатель — это лицо (иногда организация), которое осуществляет воспитание (т.е. передает опыт поколений); кроме того, это может быть должностное лицо, занимающееся воспитательной работой в учебно-образовательном учреждении

Воспитание  может быть действенным, если переходит  в самовоспитание, пробуждает собственную  активность. Самовоспитание— это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим сотрудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содружестве, саморазвитии и сотворчестве преподавателя и обучающегося в совместной продуктивной деятельности.

Воспитательный  процесс состоит из отдельных  ситуаций. Под воспитательной ситуацией  подразумевается состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического  взаимодействия преподавателя и  обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях.

Для того чтобы  организовать непрерывный воспитательный процесс (рассматривая его в движении и развитии), нужно в каждой учебной  ситуации решать комплекс воспитательных задач в зависимости от поставленной цели, учитывая их вариативность. Обеспечивая  управление воспитанием в любой  учебной ситуации, необходимо оказывать  непосредственное воздействие на педагога и обучающегося, изучаемый предмет, а также на всю систему образования.

Ведущая роль в процессе обучения и развития личности обучающегося принадлежит преподавателю, деятельность которого является генератором  научных и мировоззренческих  идей, теоретических и практических знаний, а также духовно-нравственного  и интеллектуального потенциала будущего специалиста.

При воспитывающем  обучении достигается взаимосвязь  между приобретением знаний, умений и навыков и формированием  личности обучающихся. Это дидактический  принцип, находящий свое отражение  в содержании, организационных формах и методах обучения. В процессе воспитывающего обучения осуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность или неполноценность  социальной ситуации развития, существенно  влияющей на процесс нравственного  развития личности.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения  его полной бессмысленности (при  неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания  его единственным средством изменения  человеческой природы. Воспитанием  можно добиться многого, но полностью  изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей  и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями  человека, его способностями и  возможностями.

Сущность  воспитания  отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

2.Процесс воспитания и его особенности

Воспитательный  процесс – это движение воспитания к своей цели. Он состоит из множества  актов, равноправно участвующих  в формировании продукта. Легче всего выделять и анализировать составные части общего процесса воспитания по источнику и месту их возникновения. Для современного школьника основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов, убеждений и привычек поведения, являются:

• общение  с людьми (на улице, в транспорте и т. д.);

• средства массовой коммуникации (включая Интернет);

• книги;

• семья, родственники;

• друзья, группы, компании;

• школа;

• труд и  самообслуживание.

В вопросе  о значимости различных источников для формирования воспитанности  согласие специалистов не достигнуто. Традиционно считалось, что наибольшее влияние оказывает семья, но в  современных реалиях от категорических утверждений следует воздержаться.

В структуре  процесса воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая носит название самовоспитания, вторая – внешнего воспитательного  влияния (действия). Важны обе. Одни достигают большего результата благодаря  самовоспитанию (их называют людьми, которые  создали себя сами), другие нуждаются  в интенсивном влиянии извне, так как помочь себе сами не способны.

Согласно  одной из концепций процесс школьного  воспитания представляется как взаимосвязанная  цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс  воспитания – это саморазвивающаяся  система: развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается, как  система, целостный объект, который  есть нечто большее, чем совокупность ее компонентов.

Выявлены  и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость, целевая, содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива – это еще не процесс воспитания в целом. Необходимо абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень его – важнейшая методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, при чрезмерной – возникает опасность отрыва от действительности.

Процесс воспитания имеет ряд особенностей по сравнению  с обучением, развитием, формированием  личности. Сущность его, место и роль легче всего обнаружить, рассматривая воспитание в структуре целостного процесса. В той части, где формирование личности имеет контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.

Воспитание  – процесс целенаправленного  формирования, конечной своей целью  имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных  пособиях по педагогике прежних лет  была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания –  это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными  обществом. Уязвимость данного определения  легко обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения  воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, второе –  представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В  современном понимании процесс  воспитания – это эффективное  взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. В этом отличие специально организованного процесса от постоянно текущего неуправляемого воспитания. В целенаправленном воспитании есть гарантия, пусть не всегда полная, что воспитание достигнет намеченной цели и сделает человека таким, каким он нужен себе и обществу. Стихийное, неуправляемое воспитание может завести человека куда угодно. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процесс многофакторный; многочисленные объективные и субъективные факторы  обусловливают своим совокупным действием сложность данного  процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным  условиям, в которых личность живет  и формируется, помогает успешно  решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных  условий, тем успешнее формирование личности. Особенность воспитательного  процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это  еще в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразие  личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам.

Сложность воспитательного  процесса состоит в том, что его  результаты не так явственно ощутимы  и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении. Между педагогическими  влияниями, проявлениями воспитанности  или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых  свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества  разнохарактерных влияний, накапливая не только положительный, но и отрицательный  опыт, требующий корректировки. Сложность  воспитательного процесса обусловлена  также тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Информация о работе Общая характеристика воспитания: понятие, особенности процесса, цели, принципы воспитания