Общая характеристика личности

Автор: Елена Сякова, 29 Сентября 2010 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе выслеживаются развиваемые взгляды на лич-ность как предмет собственно психологического изучения. Они решительно не совместимы с теми метафизическими культур – антропологическими кон-цепциями личности (как и с теориями двойной ее детерминации – биологи-ческой наследственностью и социальной средой), которые наводняют сейчас мировую психологию. Несовместимость эта особенно видна при рассмотре-нии вопроса о природе так называемых внутренних двигателей личности и вопроса о связи личности человека с его соматическими особенностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Психологическая сущность личности………………………………… ..6
1.1 Общее представление о личности…………………………………...6
1.2 Психические свойства личности………………………………….....9
2. Психологическая структура личности…………………………………12
2.1 Основные характеристики человека и его развития……………....12
2.2 Черты психологической структуры личности…………………......14
3. Движущие силы и условия развития личности………………………....18
3.1 Образ жизни, индивидные свойства человека и основание
жизни личности в обществе…………………………………………………18
3.2 Деятельность как основание личности……………………………...23
3.3 Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности….27
3.4 Факторы, влияющие на развитие личности………………………....29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Копия Личность.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

 Великий русский физиолог И.П. Павлов отмечал, что образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые постоянно падают на организм во время его существования, т. е. зависит от постоянного воспитания, или обучения, в самом широком смысле этого слова.

 Многолетние эксперименты ученых А.Р. Лурия, В.Н. Колбановского, Б.Г. Ананьева и других, проводимые на однояйцовых близнецах, показали решающее значение воспитания, и в частности, обучения, для развития личности. Однояйцовые близнецы, происходящие из одной оплодотворенной, а затем разделившейся клетки, имеют биологически однородные организмы, наделенные одинаковой наследственностью. В ходе специального эксперимента (с разной методикой применения к различным видам учебной деятельности) обнаружились существенные различия в развитии детей с одинаковой наследственностью.

 Развитие личности представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами деятельности, специально организуемыми в процессе воспитания. Движущими силами развития и воспитания являются внутренние противоречия. К ним относится несоответствие новых потребностей уровню владения средствами их удовлетворения.

 Внутренними побудителями деятельности личности являются мотивы (идеалы, интересы, моральные чувства, сознание необходимости и т. п.). Они также формируются воспитанием. Внутренним побудителем, например, может быть сознание необходимости быть здоровым. Можно стимулировать развитие, побуждая студента к обеспечению физического, психического и социального благополучия, гармонии личности с окружающей средой, то есть к удовлетворению потребности быть здоровым. Здоровье - это величина, в пределах которой каждый человек может реализовать свои желания и удовлетворить потребности, справиться с окружающей средой. Здоровье - это источник повседневной жизни, а не цель существования.

 В развитии личности большую роль играет ее собственная активность. В сложном взаимодействии процессов воспитания и развития многое зависит от того, насколько активно в этом процессе участвовал сам человек. 

    Выводы:                                                                                                                                             

  1. Изучив психологическую сущность личности в курсовой работе, можно с уверенностью сказать, что проблема личности интересует всех, но в то же время является необыкновенно широкой, сложной и многомерной.
  2. Развитие личности представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами деятельности, специально организуемыми в процессе воспитания.
  3. Теоретическое исследование доказывает, что человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, но, не смотря на многообразие и изменение свойств личности, она многообразна в своем единстве.
 

                                    

                                                                                                                                                                         

 

Заключение

 

   Знакомство  с современным состоянием психологии  личности обнаруживает отсутствие  какой – либо однозначности,  элементарной согласованности в понимании самого термина «личность». Понятие «личность» часто  смешивают с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность», «темперамент», «характер», «субъект» и т.п., причем каждый исследователь привносит в это смешение свой особый акцент, долю своего понимания (или непонимания), что еще более увеличивает пестроту взглядов. Истоки такого отношения к проблеме личности в общем вполне понятны и объяснимы. В отличие, например, от исследования движений глаз или оперативной памяти проблема личности интересует всех, но в то же время является необыкновенно широкой, сложной и многомерной. Эта многомерность отражена уже в самом богатстве языковых возможностей описания личности. Олпорт и Одберг обнаружили, например, в английском языке 17 тыс. слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение, относящееся к личности, из них 4505 являются названием черт как таковых; Клагес насчитал 4 тыс. таких слов в немецком языке, а Баумгартен, выбравший более строгие критерии, - 1093. К.К.Платонов считает, что только в «Словаре русского языка»  С.И. Ожегова среди 52 тыс. включенных в него слов 1548 определяют свойства личности; по его же данным, в грузинском языке таких слов еще больше – около 4 тыс.

   Как же  возможно учесть все это обилие  красок, их смешения, оттенки, полутона и найти то, что существенно для конкретного понимания личности? Наиболее очевидным и едва ли не единственным путем поиска ответа часто считается путь исследования тех  или иных отдельных черт личности и их последующего соотнесения между собой. Согласно этому направлению, надо внимательно изучить и описать все детали, а затем уже составлять общее представление о конструкции в целом.

   Однако, несмотря на всю, казалось бы, разумность, такой подход продемонстрировал по сути его полную несостоятельность. Архивы психологии стали необозримыми, они буквально переполнены данными, полученными с помощью экспериментов, опросников, тестов, наблюдений и т.п. Но чем более накапливается фактов, тем очевиднее становится, что, ни взятые сами по себе, ни в своей совокупности, они не способны дать представление о целостной живой человеческой личности.

   В широком  смысле все переживаемое человеком,  все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его Я, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности.

   Точно  так же и не всякое чувство,  мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это – и мысли, и чувства, и желания – человек в большей части в лучшем случае признает своим, в собственное Я он включает лишь свойства своей личности – свой характер и темперамент, свои способности – и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы и чувства, с которыми срослась вся его жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Список  литературы

    1) Бочков  Н.П. Методологические и социальные  вопросы современной генетики человека// Диалектика в науке о природе и человеке. М.,1983. с.183

    2) Ваготский  Л.С. Педагогическая психология. М., 1991

    3) Гальперин  П.Я. К вопросу об инстинктах  человека// Вопросы психологии 1976. №1. с.36

    4) Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. с.304

    5) Леонтьев  А.Н. Избранные психологические  произведения: В 2 т. Т.1. М., 1983. с.385

    6) Леонтьев  А.Н.Избранные психологические произведения: В 2т. М., 1989. Т.2. с.193

    7) Ломов  Б.Ф. Методологические и теоретические  проблемы психологии. М. 1964. с. 383

    8) Мясищев  В.М. Психология отношений. Москва-Воронеж. 1995

    9) Петровский  В.А. Феномены субъективности  в развитии личности. Самара, 1997

   10) Понятие  личности в аспектах нормы   и патологии. /Из: «Методологические проблемы психоневрологии». Л., 1966

   11) Психология: Учебник/ В.Ш. Аллахвердов, С.И.  Багданова и др. Отв. Ред. А.А  Крылов, -2-е изд, перераб. И доп..-М:  издательство Проспект, 2004

   12) Райговский  Д.Я. Психология личности Т.2 Хрестоматия  Самара; 2008.-544с.

   13) Редакционная статья «О философских вопросах психологии». Журнал Вопросы психологии 1954, №4

   14) Рубинштейн  С.М. Человек и мир// Проблемы  общей психологии. М., 1973. с.305

   15) Слободчиков  В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995

Информация о работе Общая характеристика личности