Общая характеристика интеллектуального поведения животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Так же диалектически совершалось развитие научных взглядов на интеллект животных. Мы можем отчетливо отметить и проследить три этапа, которые прошло в своем развитии это учение в последнее время.
Первый этап - те антропоморфические теории, которые, обманываясь внешним сходством поведения животных и человека в известных случаях приписывали животному взгляды, мысли и намерения человека, переносили на животное человеческий образ действий и полагали, что в сходных ситуациях животное достигает таких же результатов, что и человек, при помощи тех же самых психологических процессов и операций. В эту пору животному приписывалось человеческое мышление в его самых сложных формах.

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальное поведение животных.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

 

Характерные особенности и формы  мышления у человекообразных обезьян

Наиболее доступно и  понятно этот вопрос изложен Л.С.Выготским6:

«...В. Келеру удалось показать, что человекоподобные обезьяны обнаруживают интеллектуальное поведение того типа и рода, которое является специфическим отличием человека, именно: что высшие обезьяны способны к изобретению и употреблению орудий. Употребление орудий- это основа человеческого труда, - как известно, определяет глубокое своеобразие приспособления человека к природе, своеобразие, отличающее его от других животных...

«как только человек  становится животным, производящим орудия, - говорит Г.В. Плеханов, - он вступает в новую фазу своего развития: его  зоологическое развитие заканчивается и начинается его исторический жизненный путь» (1956 т.2 с.153). «Ясно, как день, - говорит далее Плеханов,- что применение орудий, как бы они ни были совершенны, предполагает относительно огромное развитие умственных способностей. Много воды утекло прежде, чем наши обезьяночеловеческие предки достигли такой степени развития «духа». Каким образом они достигли этого? О этом нам следует спросить не историю, а зоологию... как бы там ни было, но зоология передает историю homo (человека), уже обладающего способностями изобретать и употреблять наиболее примитивные орудия» (там же).

В. Келер наблюдал в  экспериментах и в свободных  естественных играх животных широкое  применение орудий, которое, несомненно, стоит в генетическом родстве  с той предпосылкой исторического развития, о которой говорит Плеханов.

В. Келер описывает  самые разнообразные применения палки, ящика и других предметов  в качестве орудий, при помощи которых  шимпанзе воздействует на окружающие его вещи , а так же примеры  изготовления орудий. Например, шимпанзе соединяет две или три палки вставляя конец одной в отверстие другой, чтобы получилось удлиненное орудие, или отламывает ветку для того, чтобы воспользоваться ею как палкой, или разнимает стоящий на антропоидной станции аппарат для чистки сапог, чтобы высвободить из него железные прутья, или выкапывает из земли наполовину зарытый в нее камень.

Но только палка, как  показал Келер, у обезьян излюбленный  и универсальный инструмент, которому они находили самое разнообразное  применение в этой палке, как в универсальном орудии историки культуры и психологии без всякого труда увидят прообраз наших самых разнообразных орудий. Палку употребляет шимпанзе как шест для прыгания, палкой пользуется как удочкой или ложкой, выдавливая взбирающихся на нее муравье и слизывая их потом. Палка для животного рычаг при помощи которого оно открывает крышку водоема, палкой как лопатой, шимпанзе копает землю. Палкой как оружием, угрожает другому. Палкой сбрасывает ящерицу или мышь с тела, дотрагивается до заряженной электрической проволоки и т.д.

Во всех этих различных  способах употребление орудий мы имеем  несомненные зачатки, зародышевые  следы, психологические предпосылки, из которых развилась трудовая деятельность человека Энгельс, приписывает труду  решающую роль в процессе очеловечения обезьяны, говорит, что «труд создал самого человека» (Маркс К.,Энгельс Ф., т.20 с.486). с большой тщательностью Энегльс поэтому старается проследить предпосылки, которые могли привести к возникновению трудовой деятельности. Он указывает на разделение функций рук и ног. «Этим, - говорит он, - был сделан решающий  шаг для перехода от обезьяны к человеку» (там же).

В полном согласии с Дарвином, который также утверждал, что  человек никогда не достиг бы своего господствующего положения в  мире без употребления рук, этих орудий, обладающих удивительным свойством, Энгельс видит решительный шаг в освобождении руки от функций передвижения. Так же  в полном согласии с Дарвиным Энгельс полагает, что нашим предком была «наиболее необычайно высокоразвитая порода человекоподобных обезьян» (там же).

В опытах Келера мы имеем  экспериментальное доказательство того, что и переход к употреблению орудий был действительно подготовлен  еще в зоологический период развития наших предков.

Экспериментальные методы изучения. Биологическая ограниченность интеллекта животных

В работе З.А.Зориной7 «Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный подход» изложен оригинальный подход к классификации и изучению проявлений мышления или рассудочной деятельности. Предлагается  следующая классификация:

  1. Решение за счет экстренного улавливания закономерности, лежащей в основе задачи. Критерий - появление правильного ответа при первой же пробе. Следует подчеркнуть, что речь идет о задачах, которые могут быть решены логическим путем на основе мысленного анализа условий и по природе своей не требуют предварительных проб и ошибок.
  2. Решение за счет экстренной реорганизации ранее усвоенных независимых навыков.
  3. Решение на основе выявления общего алгоритма после многократного предъявления серии однотипных задач (формирование установки на обучение и т.п.).
  4. Решение на основе обобщения и абстрагирования. Мерой рассудочной деятельности служат в данном случае степнь отвлеченности формируемых понятий и способность к символизации.
  5. Решение на основе операций логического вывода.
  6. Заучивание последовательностей стимулов на основе иерархической реорганизации внутренних представлений.

Для обнаружения и  подтверждения изложенных выше групп  качеств предлагаются различные  экспериментальные методы (расположены в соответствии с вышеизложенной классификацией):

  1. а) задача на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения - первый из предложенных, наиболее разработанный и известный в литературе тест на рассудочную деятельность (Крушинский,1986). Для ее решения животное должно представлять траектории движения кормушки с кормом и пустой после их исчезновения из поля зрения и на основе их сопоставления решить, с какой стороны надо обойти отделяющую от корма непрозрачную преграду, чтобы получить корм. Опыты, проведенные на большом числе видов позвоночных, показали, что из млекопитающих лучше всего эту задачу решают хищные, а из птиц - врановые, тогда как грызуны и голуби с ней практически не справляются (Крушинский, 1986) б) задача на оперирование эмпирической размерностью фигур связана с оценкой пространственных форм предметов. В этой задаче голодному животному или птице предлагают приманку , которую затем прячут под непрозрачный экран. Под его прикрытием приманку помещают в объемную фигуру, например, куб, рядом помещают плоскую фигуру, в данном случае квадрат, которые вращаясь вокруг собственной оси раздвигаются в противоположные стороны (Дашевский, 1977, Крушинский, 1986). Для успешного решения этой задачи необходимо представлять, что приманка, ставшая невидимой, не исчезает, а может быть помещена в другую объемную фигуру и вместе с ней перемещаться в пространстве. Оказалось, что голуби вообще не решают эту задачу. Хищные млекопитающие выбирают фигуры наугад как при первом так и при повторных предъявлениях задачи. Обезьяны справляются с задачей практически без ошибок, у большинства исследованных особей дельфинов так же преобладают правильные решения (Крушинский, 1986).
  2. в предложенном тесте (Зорина и др., 1991)требуется экстренная оценка величины подкрепления в новой для птицы ситуации. Предварительная тренировка состоит в выработке у ворон и голубей серии независимых изолированных пищедобывательных условных рефлексов, где кормушке каждого цвета соответствует определенное число единиц дискретного подкрепления. Далее кормушки предъявляли парами в различных, редко повторяющихся комбинациях, - ситуация новая для птицы - и проверяли, какую кормушку они будут выбирать. Для решения этой задачи необходимо мысленно сопоставить ранее полученную информацию о числе единиц подкрепления, связанного с каждой из разноцветных кормушек, и на основе этого сопоставления осуществить новую реакцию - выбор по принципу «больше, чем». Оказалось, что птицы обоих видов в среднем достоверно чаще выбирают стимул, ранее связанный с большим количеством подкрепления.
  3. основой послужили опыты Г.Харлоу (Harlow, 1958). Животное обучают выбирать один из пары предметов. По достижении определенного критерия ему предлагают следующую пару, по своим признакам никак не связанную с первой. Затем вводят третью пару и т.д. После решения 100-150 таких задач животное уже при втором предъявлении новой пары действует не наугад, а выбирает тот же предмет, что и в первой пробе, если рн сопровождался подкреплением, или другой, если в первой паре подкрепление не было получено. Способность к формированию установки на обучение достаточно различна у разных приматов и в определенной степени коррелирует  с уровнем развития их мозга, а также экологией их видов.
  4. показано, что животные могут формировать понятия о сходстве/отличии, парности/непарности стимулов, симметрии, новизне, пространственных характеристиках и т.д.
  5. в эту группу входят тесты на способность построения аналогий (элементы индукции) и к транзитивному заключению (элементы дедукции), а так же некоторые элементарные логические задачи, моделирующие различные ситуации добывания корма, в том числе и в естественных условиях.
  6. изучение этой формы явилось прямым следствием «языковых» экспериментов (Premack, 1986; Terrace, 1985).

ВЫВОД:

1.В способности мышления древняя мудрость нашла отличительный признак человеческой природы. В мышлении отец церкви Августин и после него Декарт видели единственно прочное основание для бытия личности, пребывающей в сомнениях. Мы же скажем: мыслю - значит существую,  но так же мир существует так, как мы его устанавливаем и определяем.

Отличительное свойство человеческой природы, и при том  свойство, определяющее и устанавливающее  бытие мира, - вот что для психологов человеческое мышление.

2.Чтобы понять интеллект человека необходимо понять как он возник и развивался.

Литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Издательство МГУ, 1976. 286 с.
  • Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология , этология  и эволюция. М.: Мир, 1988.
  • Мак-Фарленд Д. Принцип  развития психологической науки. М.: Наука, 1978. 367с.
  • Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1985. 192 с.
  • Фабри К.Э. Введение в общую  и прикладную  ихтиопсихологию. Изд-во МГУ, 1988. 47с.
  • Фабри К.Э. Зоопсихология // Тенденции развития  психологической науки. М.: Наука, 1989.
  • Фабри К.Э. Игра у животных. М.: Знание, 1985. 63 с.
  • Фабри К.Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе  животных // Принцип развития психологической науки. М.: Наука, 1978.
  • Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.
  • Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984. 67 с.
  • Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии , под редакцией Н.Н.Мешковой, Е.Ю.Федорович, М.: Российское психологическое общество, 1997. 308с.

 

 

1 Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги Кёлера. // Собрание сочинений. М., Педагогика, 1982. Т.1. с. 210-237

2 Выготский Лев Семенович (1896 - 1934) - выдающийся психолог, профессор Психологического института при Московском университете. Разрабатывая центральную в его творчестве проблему возникновения и развития высших психических функций, выделил три линии - эволюционную, историческую и онтогенетическую - в развитии поведения и психики человека. Высоко оценив данные, полученные В. Келером при изучении интеллекта шимпанзе, Л.С. Выготский проанализировал их со своих позиций в связи с проблемой происхождения человеческого разума. Наиболее полно эволюционный аспект проблемы представлен в его работах: «Этюды по истории поведения (обезьяна, примитив, ребенок)» (в соавт. С А.Р. Лурия) (М.,1930,1933); «Предисловие к русскому изданию книги В.Келера «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (М., 1930)

3 Северцов Алексей Николаевич (1866-1936) - биолог, академик, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, основатель Института эволюционной морфологии АН СССР, ныне носящего его имя. Один из выдающихся теоретиков эволюционного учения. Исследуя общие закономерности и направления эволюционного процесса, А.Н. Северцов обратил особое внимание на поведение и психику животных как фактор, обеспечивающий их выживание в условиях быстро происходящих изменений среды. Его перу принадлежат фундаментальные труды по теории эволюции, в том числе «Главные направления эволюционного процесса» (М., 1925, 1934, 1967), а также небольшая но особенно ценная для психологов работа «Эволюция и психика» (М., 1922).

4 при этом необходимо четко разграничивать «интеллектуальное» поведение животных и интеллект человека.

5 Лавик-Гудолл  Джейн - английская исследовательница, натуралист, этолог. Её имя получило широкую известность благодаря многолетним самоотверженным наблюдениям за поведением диких животных, таких как шимпанзе, гиены, гиеновые собаки и др. в национальных парках и резерватах  Восточной Африки. Приучив к своему присутствию животных и сопровождая их в течение длительного времени, она смогла получить достоверные данные о самых разнообразных сторонах жизнедеятельности, развитии поведения в онтогенезе, внутригрупповых отношениях конкретных, индивидуально узнаваемых особей в естественных для них условиях обитания. Ее последняя по времени фундаментальная работа «Шимпанзе в природе: поведение» (М., 1992) содержит не только систематизированные собственные данные о поведении этих животных в природе, но и обобщает результаты исследований поведения и психики шимпанзе как в естественных условиях, так и в неволе, выполненных другими авторами.

6 Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги Кёлера. // Собрание сочинений. М., Педагогика, 1982. Т.1. с. 210-237

7 Зорина Зоя Александровна - физиолог, доктор биологических наук, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова , ученица и последовательниц Л.В. Крушинского, автора концепции об элементарной рассудочной деятельности животных. Область научных интересов З.А. Зориной - этология и рассудочная деятельность животных. Основные объекты ее исследований - птицы в первую очередь врановые. Она автор более 90 публикаций, посвященных рассудочной деятельности, обучению, групповому, исследовательскому и игровому поведению птиц, а так же учебного пособия для студентов «Введение в этологию и генетику поведения» (в соавт.) (М., 1982).

Информация о работе Общая характеристика интеллектуального поведения животных