Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:06, реферат
Так же диалектически совершалось развитие научных взглядов на интеллект животных. Мы можем отчетливо отметить и проследить три этапа, которые прошло в своем развитии это учение в последнее время.
Первый этап - те антропоморфические теории, которые, обманываясь внешним сходством поведения животных и человека в известных случаях приписывали животному взгляды, мысли и намерения человека, переносили на животное человеческий образ действий и полагали, что в сходных ситуациях животное достигает таких же результатов, что и человек, при помощи тех же самых психологических процессов и операций. В эту пору животному приписывалось человеческое мышление в его самых сложных формах.
«Развитие научных идей и взглядов совершается диалектически. Противоположные точки зрения на один и тот же предмет сменяют друг друга в процессе развития научного знания, и новая теория часто является не прямым продолжением предшествующей, а ее диалектическим отрицанием. Она включает в себя все положительные достижения своей предшественницы, выдержавшие историческую проверку, но сама в построениях и выводах стремится выйти за ее пределы и захватить новые и более глубокие слои явлений. - пишет в своей работе «Предисловие к русскому изданию книги В.Келера «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян»1 выдающийся психолог Лев Семенович Выготский2. -
Так же диалектически совершалось развитие научных взглядов на интеллект животных. Мы можем отчетливо отметить и проследить три этапа, которые прошло в своем развитии это учение в последнее время.
Первый этап - те антропоморфические теории, которые, обманываясь внешним сходством поведения животных и человека в известных случаях приписывали животному взгляды, мысли и намерения человека, переносили на животное человеческий образ действий и полагали, что в сходных ситуациях животное достигает таких же результатов, что и человек, при помощи тех же самых психологических процессов и операций. В эту пору животному приписывалось человеческое мышление в его самых сложных формах.
Второй этап - реакцией
против такой точки зрения стало
объективное научное
Э.Трондайку - этому отцу объективной психологии - в исследовании интеллекта животных удалось экспериментально показать, что животные, действуя по способу случайных проб и ошибок, вырабатывали сложные формы поведения, которые по виду оказывались сходными с такими же формами у человека, но по существу были глубоко отличны от них...
...Прежде, по словам Торндайка, все очень охотно говорили об уме животных и ни кто не говорил об их глупости. Основной целью нового направления сделалась задача показать, что животные, будучи поставлены в ситуацию, сходную с той, в которой человек обычно размышляет, обнаруживают именно глупость, неразумное поведение, по существу не имеющее ничего общего с поведением размышляющего человека, и, следовательно, для объяснения этого поведения нет никакой надобности приписывать животным разум.
Таков важнейший итог исследований, создавших, как уже сказано, целую эпоху в нашей науке...
...Исследования Келера, как ряд других исследований в этой области, знаменует новый, третий этап в развитии проблемы. Келер задается тем же самым вопросом, что и Торндайк, и хочет исследовать, существует ли у высших животных, человекоподобных обезьян интеллект в собственном смысле слова, т.е. тот тип поведения, который издавна считается специфическим отличием человека...
...Главное и важнейшее значение работы Келера, основной вывод, который ему удалось сделать, состоит в научном оправдании наивного ожидания, что человекоподобная обезьяна не только в отношении некоторых морфологических и физиологических признаков стоит к человеку ближе, чем к низшим видам обезьян, но и так же и в психологическом отношении является ближайшим родственником человека. Таким образом, исследования Келера приводят впервые к фактическому обоснованию Дарвинизма в психологии в самом критическом, важном и трудном пункте. К данным сравнительной анатомии и физиологии они прибавляют данные сравнительной психологии и восполняют этим прежде не достававшее звено эволюционной цепи.
Можно сказать без
всякого преувеличения, что этими
исследованиями впервые дано точное
фактическое обоснование и
Рассмотрим:
на примере работы выдающегося советского биолога Северцова А.Н.3 «Эволюция и психика». А.Н. Северцов пишет:
«...Существуют два способа приспособления организмов к изменениям окружающих условий:
Кроме них существуют
еще два способа
...«Деятельность разумного порядка» является так же целесообразной, но в отличие от предыдущих типов психической деятельности не наследственной и не машинообразной.. Наследственной является способность к деятельности данного типа, но не самые действия, и животные являются наследственно весьма различными в этом отношении: одни способны к сложным действиям «разумного» порядка, другие к весьма элементарным, но самые действия не предопределены наследственно и в индивидуальной жизни не являются готовыми, как рефлексы и инстинкты: для производства определенного действия требуется определенная выучка. Далее эти действия не являются «машинообразными»: за определенными раздражением могут следовать весьма разнообразные действия. Сопоставляя эти три типа приспособительной деятельности животных, мы видим вполне ясно, что мы можем распределить их по основному сходству между ними на две группы: к одной будут относиться рефлексы и инстинкты, которые отличаются друг от друга только количественно, к другой - действия «разумного типа»: первые наследственны (как действия), не требуют выучки и машинообразны, вторые не наследственны, требуют выучки и в общем не машинообразны. Совершенно ясно, что при сравнении с приспособительными изменениями строения животных, инстинкты и рефлексы будут соответствовать наследственным изменениям строения органов, действия «разумного» типа - функциональным изменениям органов.
...в различных группах
животных преимущественное
«Способность изготавливать
и использовать орудия в течение
долгого времени
Чтобы какой-либо предмет можно было счесть орудием, нужно, чтобы его держали в руке (ноге, во рту) и использовали для достижения определенной ближайшей цели (Gooball,1970). Если принять это определение, многие животные, в т.ч. и некоторые насекомые войдут в число видов, использующих орудия. Шимпанзе превосходит их всех, т.к. использует больше предметов и достигает с их помощью более разнообразных целей, чем любое другое существо, кроме самого человека. Но простое использование предмета в качестве орудия само по себе еще не столь поразительно. Главное же здесь - познавательные аспекты орудийной деятельности. Шимпанзе с его развитым пониманием отношением между вещами может видоизменять предметы, делая их пригодными для данной цели. И он способен до некоторой степени придавать им определенную «конструкцию». Шимпанзе может прихватить и даже изготовить предмет, которым позднее воспользуется как орудием в месте, пока еще скрытом от его глаз. Но еще важнее то, что он может использовать предмет в качестве орудия для решения совершенно новой задачи.
В таблице 1 перечислены различные предметы, используемые шимпанзе в качестве орудий в Гомбе, а так же в других частях Африки с указанием конкретных ситуаций в которых наблюдалась орудийная деятельность, таких как кормежка, забота о чистоте тела, исследование и устрашение.
В таблице перечисляются
примеры орудийной
таблица 1. Орудийная деятельность диких шимпанзе с указанием (где это известно) средней длины орудий, используемых в различных местах.
объект и цель |
типичные случаи применения в различных местах | |||||
Гомбе |
Махале |
Боссу, Гвинея |
Таи,Кот-д’Ивуар |
др. районы | ||
листья |
||||||
впитывание воды |
используются скомканными |
используются неизменными |
||||
извлечение пищи |
из черепа или ореха strychnos |
извлечение муравьев- древоточцев |
||||
как щетка |
для пчел, муравьев- эцитонов |
|||||
как удочка (центральная жила листа) |
20 см (К) |
|||||
как салфетка |
для фруктовых соков, фекалий и др. |
как в Гомбе |
||||
как емкость |
для фекалий |
|||||
трава или небольшие стебли |
||||||
выуживание термитов (ср. длина орудия) |
28 см |
51.5 см |
Бассейн Касакати, Сенегал-30см | |||
выуживание муравьев |
21.4 см (К) |
Габон - 38 см Бассейн Касакати, Ц.Африка | ||||
исследование |
термитники, дыры в упав- ших деревьев |
муравейники |
||||
прутики с листьями |
||||||
чтобы отмахиваться от мух |
Уганда | |||||
небольшие палочки |
||||||
выуживание муравьев |
kamponotus К |
|||||
чтобы выгонять насекомых |
муравьи, пчелы |
муравьи (К) |
||||
протыкание термитника |
||||||
как игрушка |
чтобы щеко-тать себя |
Мбини (Рио-Муни) - 52 см Зап.Камерун | ||||
добывание термитов |
5-15 см |
|||||
добывание смолы |
10-20 см |
|||||
исследование |
дупла дерев. |
как в Гомби |
||||
большие палки |
||||||
исследования |
объект: дупла деревьев, пугающие предметы |
как в Гомби |
||||
для муравьев-эцитонов |
15-113 см |
|||||
расширение входного отверстия в гнезде |
гнезда птиц, пчел |
|||||
притягивание ветвей |
с крючкообразным концом |
|||||
как снаряд |
против шимпанзе, павианов, людей и др. |
как в Гомби |
до 120 см - против людей |
Заир, Бенин; против чуче-ла леопарда | ||
как дубинка |
против шимпанзе, павианов, людей и др. |
как в Гомби |
против чуче-ла леопарда |
Заир, Бенин; против чуче-ла леопарда | ||
короткие толстые палки |
||||||
как молоток |
для орехов, Koula |
|||||
как оружие |
против шимпанзе, павианов, людей и др. |
как в Гомби |
против людей |
|||
камни |
||||||
как молоток |
для пальмовых орехов и твердых плодов |
для орехов |
Koula и Panda Либерия для пальмовых орехов Ц.Африка для тв. Плод. | |||
как снаряд |
против шимпанзе, павианов, людей и др. |
как в Гомби |
||||
как игрушка |
чтобы щекотать себя |
Информация о работе Общая характеристика интеллектуального поведения животных