Объект,предмет и метод психологии

Автор: Ольга Сахарова, 13 Ноября 2010 в 15:52, реферат

Описание работы

Представление об объекте, предмете и методе науки составляет ее теоретико-методологический фундамент. Метод науки не может «родится» раньше ее предмета и наоборот, поскольку «вынашиваются» они вместе. Разве что предмет науки первым «появляется на свет»......

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Психология и ее объект……………………………………………..6
3. Субъект и предмет психологии…………………………………………..6
4. Объект и предмет психологии……………………………………………7
5. Объект и метод психологии………………………………………………7
6. Субъект и метод психологии……………………………………………..8
7. Предмет и метод психологии…………………………………………….8
8. Принцип субъективности………………………………………………...10
9. Заключение………………………………………………………………..15
10. Литература………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.89 Кб (Скачать)

Последнее время в психологии получила развитие тенденция разотождествления понятий  деятельности и ее субъекта, стремление представить их как единство, но не тождество. Это означает требование за проявлениями любой деятельности видеть деятеля, за актами творчества - творца. И, если действительно "сначала было дело", то психологии не может быть не интересно, кто это дело сделал, если поступок или подвиг, то кто их совершил, а если слово, то кто его сказал, когда, кому и зачем. Не психика вообще, а то в ней, что со временем достигает уровня сознающего себя субъекта, является носителем, центратором и движущей силой психической жизни. Он решает что, как, с кем, зачем и когда следует делать. Он оценивает результаты своей активности и интегрирует их в собственном опыте. Он избирательно и инициативно вступает во взаимодействие с миром. Онтологический императив "быть субъектом" есть общечеловеческим выражением суверенности действительного человека, ответственного за результаты своих деяний, изначально "виновного" во всем, что от него зависит (Ж.-П. Сартр6) и не имеющего «алиби в бытии» (М.М.Бахтин7).

Потому, если говорить о своеобразии психической  реальности, сравнивая ее с иными  формами бытия сущего, то именно субъектное определение психической  жизни человека венчает пирамиду ее сущностных характеристик, а значит, имеет полное право содержательно  представлять предметное ядро психологической  науки. При этом другие, ранее или  иначе сформулированные определения  предмета психологии не отбрасываются, а переосмысливаются и сохраняются  в субъектном его варианте в «снятом» виде.

«Восхождение» к субъектному уровню определения предмета психологии, с одной стороны, позволяет, а с другой, - требует переосмыслить все, доселе открытое психологией в ее объекте - психике. Появление новых пластов бытия в процессе развития приводит к тому, что и предыдущие выступают в новом качестве (С.Л.Рубинштейн). Это значит, что вся психика в ее становлении, функционировании и развитии, начиная с простейших психических реакций и заканчивая сложнейшими движениями души и духа, есть по сути развертывающаяся и утверждающая себя особого рода субъектность, воплощенная в форме свободного «Я-творчества».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Субъектная  специфика метода психологической  науки состоит в том, что она  не только созерцает, не только исследует  всеми доступными ей средствами и  способами наличную психическую  реальность, но, в конечном счете, на высших уровнях стремится постичь  эту реальность путем творения ее новых форм и тем самым восходит к исследованию собственных возможностей научно-психологического творчества (В.В.Рубцов).

На этом пиковом уровне происходит как бы естественное сочленение изначально условно  разобщенных представлений о  психологии как субъекте познания, об ее объекте, предмете и методе. Это  и есть самое себя познающая и  творящая психика - высший субъектный синтез психологической науки и  практики психической жизни.  

Через подобного рода анализ и синтез происходит развитие представлений об объекте, предмете и методе психологии как  субъекта познания. Началом, которое  создает внутреннюю энергетику, задает динамику и определяет вектор этому  самодвижению, выступает научное  представление о субъектной природе  психического.  

Подлинно  гуманистический и, непременно, оптимистический  взгляд на природу человека, вера в  позитивную перспективу его личного  и исторического роста открывает, на наш взгляд, возможность и делает необходимым субъектное истолкование предмета и метода психологии как самостоятельной науки. Следует думать, что именно при таком подходе психология сможет обнаружить присущую ей значимость как для других наук, так и для себя самое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: «Наука», 1973.;
  2. Ланге Н.Н. Психология экспериментальная / Энциклопедический словарь. Гранат. 7-е изд. , т. 33. б/г. Цитируется по «Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В.Брушлинского. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1977. ;
  3. Пфендер А. Введение в психологию / Пер. с нем. Г.А.Давыдова. - С.-Петербург: Провинция, 1909.;
  4. Татенко В.А. Предмет и метод психологии с позиций субъектного похода. В кн.. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Монография. - К.: "Просвіта", 1996, с. 311-373.;
  5. Татенко В.О. Поняття про психіку. Предмет психології як науки // Основи психології: Підручник / За заг. ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. - Вид. 5-те, стереотип. - К.: Либідь, 2002, с. 9-45.;
  6. Татенко В.О. Ще раз про предмет психологічної науки / Практична психологія та соціальна робота. - 2004, № 6, с. 6-8.;
  7. Предмет / Философская энциклопедия. Гл.ред. Ф.В.Константинов. - М.: «Советская Энциклопедия», 1967, т.4.

Информация о работе Объект,предмет и метод психологии