Объект и предмет судебно-психологической экспертизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Судебно-психологическая экспертиза - это специальное психологическое исследование, проводимое экспертом в отношении субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога

Работа содержит 1 файл

КТР.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут быть любые фактические данные, имеющие отношение к решению тех или иных (спорных) вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц, проходящих по уго-ловным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.

    Поводы  для назначения экспертизы должны указываться  в постановлении следователя, в  определении суда, на них должны обращать внимание лица (защитник, потерпевший  и т.д.), ходатайствующие о проведении судебно-психологической. экспертизы по делу. 

    Библиографический список:

    Нормативно-правовые акты:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.04.2011 №65-ФЗ) //Российская газета. 1994. 08 декабря; 2011. 08 апреля.

    2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 64-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 21.07.2011 № 253-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4601

    Научная литература:

    1. Еникеев М.И. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.//Юридическая психология. – 2009. - № 1. – С. 3-8

    2. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 431с.

    3. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. – М.: Проспект, 2011. – 447с.

    4. Тетюев С.В. Судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве (некоторые проблемы теории, нормативной регламентации и практики)//Вопросы ювенальной юстиции. – 2008. - № 5. – С.  38-40

    2. Психологические предпосылки исправления и перевоспитания. Критерии и степени исправления осужденных.

    Добиться  удовлетворительного социально-психологического климата в учреждениях, где содержатся осужденные, - значит изучить и использовать ряд факторов, которые являются предпосылками эффективного решения основных задач ИУ – исправление и перевоспитание осужденных.

    Эффективность исправления осужденных зависит  от следующих факторов:

    - условий воспитания в семье;

    - индивидуально-психологических особенностей личности;

    - нравственно-правовых особенностей  личности;

    - социально-психологических особенностей  личности.14

    Знание  перечисленных предпосылок создает  реальные условия для прогнозирования поведения и деятельности осужденных в местах лишения свободы.

    Знание  условий воспитания несовершеннолетних осужденных и осужденных молодежного  возраста в семье, образа их жизни  создают благоприятные предпосылки для организации исправления этой категории лиц в исправительных учреждениях.

    Следующей предпосылкой мы назвали изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных. При организации процесса исправления осужденных воспитатели должны учитывать те индивидуально-психологические особенности, которые формируются и проявляются в социальных условиях.

    Свое  полное выражение формирующиеся  свойства и качества осужденного находят в характере, системе отношений к действительности, поведении. Воспитатель колонии не сможет управлять психической деятельностью правонарушителей, если он не будет знать, какие черты характера присущи тому или иному из них, какие доминируют, какие умышленно скрываются в условиях колонии.

    Теперь  охарактеризуем нравственно-правовые особенности осужденных. Исследования лиц, совершивших преступления, позволили выяснить, что правонарушители быстрее и лучше воспринимают те стороны правовых норм, которые устанавливают их права, льготы, привилегии. В целях формирования правильного правового сознания осужденных необходимо довести до их сознания требования правовых норм и показать связь с нравственными нормами, а также добиться, чтобы эти требования приобрели у них реальный смысл и стали бы неуклонным руководством в поведении.15

    Нравственные  и правовые взгляды личности определяют ее направленность, поведение. Наиболее трудная задача в процессе исправления осужденных - научить их правильно оценивать свои поступки, осознать свою вину.

    Для успешной работы по формированию правильного  правового сознания осужденных важно не только знать его дефекты и деформацию, но и источники приобретения правовой информации. В связи с этим воспитательное воздействие сотрудников колонии на осужденных в области правового воспитания должно протекать одновременно с развенчанием уголовной романтики, формированием критического отношения к своим поступкам и действиям.

    Успех исправления осужденных в ИУ зависит  от того, насколько сотрудник понимает социально-психологические процессы и явления в среде осужденных.

    Имея  объективную информацию о малых  группах колонии, можно прогнозировать, какие традиции, обычаи в них господствуют и на основании этого выявлять и активизировать положительные процессы и нейтрализовать отрицательные.

    К важнейшим социально-психологическим  факторам, влияющим на осужденных, следует отнести маргинальность среды, промежуточность, неустойчивость их положения между различными группами, что соответственно накладывает отпечаток на психику осужденных. Для таких лиц характерны фрустрация, эгоцентричность, агрессивность, повышенная эмоциональная возбудимость.16

    Отсутствие  у осужденных высших социальных потребностей самоутверждения обуславливает состояние пассивности, безволия, инертности и, в конечном итоге, ведет к упрощению средств регуляции поведения, которые базируются на материальных потребностях и соответствующих побуждениях.

    Возможность исправления и перевоспитания осужденного основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды, то есть на ее пластичности.

    Пластичность  психики выступает, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительно-трудовых учреждений.

    Если  говорить непосредственно о психологической  готовности самих осужденных к исправлению и перевоспитанию, то анализ научно-методической литературы и пенитенциарной практики позволил выделить четыре основных уровня готовности осужденных к исправлению:

    1. Пассивный, характеризующийся слабой осознанностью необходимости исправления, отсутствием перспективных целей, шаблонностью способов и приемов деятельности, неадекватной самооценкой.

    2. Ситуативный, когда осужденный осознает значимость исправления, но не принимает мер к его осуществлению, испытывает постоянную потребность в одобрении, совете.

    3. Активно-деятельный, отличающийся осознанием личностной значимости исправления, принятием мер к его осуществлению, желанием преодолеть инерцию мышления, адекватной самооценкой.

    4. Творческий, характеризующийся убежденностью в необходимости исправления как жизненно важном феномене, высоким уровнем планирования собственной деятельности, наличием стратегии достижения успеха в самосовершенствовании, высоким уровнем притязаний, взаимоотношений с сотрудниками исправительного учреждения.17

    Критериями  оценки исправимости осужденного к  уголовным наказаниям могут выступать следующие нравственные и юридические показатели:

    1) отношение осужденного к совершенному преступлению и к назначенному наказанию: осуждение своего преступного прошлого; стремление к возмещению причиненного ущерба; признание справедливым назначенного судом наказания;

    2) отношение осужденного к порядку и условиям отбывания уголовного наказания: неукоснительное соблюдение осужденным порядка и условий отбывания наказаний, правонарушаемость осужденного;

    3) отношение к исправительному воздействию: добросовестное отношение к труду, учебе, а также активное участие в иных образовательных и воспитательных мероприятиях; участие в работе общественных объединений;

    4) социальная характеристика осужденного: поддержание и установление осужденным социально полезных связей, а также заинтересованность осужденного в трудовом и бытовом устройстве после освобождения от отбывания наказания.18

    Немаловажная  проблема заключается в выборе форм определения степеней исправления осужденного. В юридической литературе неоднократно предлагались различные формулировки форм определения степеней исправления осужденного.

    В. Поздняков, учитывая мнения опрошенных специалистов, указывает три варианта оценки степеней исправления осужденного:

    - вариант № 1: доказывает свое исправление; становится на путь исправления; идет по пути к исправлению; не становится на путь исправления; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания;

    б) вариант № 2: характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания; характеризуется положительно; характеризуется неопределенностью в поведении либо имеет неустойчивую социальную установку; характеризуется отрицательно либо не стремится к исправлению; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания;

    в) вариант № 3: высокая, средняя либо неполная; низкая.19

    Представляется  наиболее удачным именно второй вариант  оценки степеней исправления осужденного, поскольку, на наш взгляд, он более ясен и не требует дополнительного толкования.

    Критерии  оценки исправления осужденного, а  также степени оценки исправления  осужденного, прежде всего, надлежит регламентировать в уголовном законодательстве и только суд должен оценивать (конечно же, по материалам, предоставленным из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания), степень исправимости осужденного.

    Критерии  и степени оценки исправления  осужденного могут совпадать  с критериями и степенями оценки перевоспитания осужденного. Отличие их заключается в сущностном и содержательном аспекте критериев. Между понятиями исправление и перевоспитание есть отличие – по глубине и объему тех изменений, которые достигнуты в результате оказанного на осужденного воздействия. Исправление менее сложный и менее длительный процесс, который связан с изменением лишь отдельных черт характера человека, отдельных еще не глубоко укоренившихся антисоциальных привычек и побуждений.20  

    Библиографический список:

    1. Агильдин Д.В. Понятие и содержание процесса исправления осужденных.//Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2009. - № 6. – С. 13-14

    2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Уебное пособие. – Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003. -530с.

    3. Основы психологии исполнения уголовных наказаний:Учебное пособие./ Под ред к.п.н. Е.Н. Казаковой. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. – 347с.

    4. Петин И.А. Вопросы исправления осужденных.// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. - № 6. – С. 7-10

    5. Петин И.А. Понятие, этапы и критерии исправления.// Российский следователь. – 2008. - № 8. – С. 17-20

    6. Поздняков В.  Еще раз о критериях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2005. – № 2. – С. 34-36

Информация о работе Объект и предмет судебно-психологической экспертизы