Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:59, контрольная работа
Судебно-психологическая экспертиза - это специальное психологическое исследование, проводимое экспертом в отношении субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога
Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут быть любые фактические данные, имеющие отношение к решению тех или иных (спорных) вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц, проходящих по уго-ловным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.
Поводы
для назначения экспертизы должны указываться
в постановлении следователя, в
определении суда, на них должны
обращать внимание лица (защитник, потерпевший
и т.д.), ходатайствующие о проведении
судебно-психологической. экспертизы
по делу.
Библиографический список:
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.04.2011 №65-ФЗ) //Российская газета. 1994. 08 декабря; 2011. 08 апреля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 64-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 21.07.2011 № 253-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4601
Научная литература:
1. Еникеев М.И. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.//Юридическая психология. – 2009. - № 1. – С. 3-8
2. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 431с.
3. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. – М.: Проспект, 2011. – 447с.
4. Тетюев С.В. Судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве (некоторые проблемы теории, нормативной регламентации и практики)//Вопросы ювенальной юстиции. – 2008. - № 5. – С. 38-40
2. Психологические предпосылки исправления и перевоспитания. Критерии и степени исправления осужденных.
Добиться
удовлетворительного социально-
Эффективность исправления осужденных зависит от следующих факторов:
- условий воспитания в семье;
- индивидуально-психологических особенностей личности;
-
нравственно-правовых
-
социально-психологических
Знание
перечисленных предпосылок
Знание условий воспитания несовершеннолетних осужденных и осужденных молодежного возраста в семье, образа их жизни создают благоприятные предпосылки для организации исправления этой категории лиц в исправительных учреждениях.
Следующей предпосылкой мы назвали изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных. При организации процесса исправления осужденных воспитатели должны учитывать те индивидуально-психологические особенности, которые формируются и проявляются в социальных условиях.
Свое полное выражение формирующиеся свойства и качества осужденного находят в характере, системе отношений к действительности, поведении. Воспитатель колонии не сможет управлять психической деятельностью правонарушителей, если он не будет знать, какие черты характера присущи тому или иному из них, какие доминируют, какие умышленно скрываются в условиях колонии.
Теперь охарактеризуем нравственно-правовые особенности осужденных. Исследования лиц, совершивших преступления, позволили выяснить, что правонарушители быстрее и лучше воспринимают те стороны правовых норм, которые устанавливают их права, льготы, привилегии. В целях формирования правильного правового сознания осужденных необходимо довести до их сознания требования правовых норм и показать связь с нравственными нормами, а также добиться, чтобы эти требования приобрели у них реальный смысл и стали бы неуклонным руководством в поведении.15
Нравственные и правовые взгляды личности определяют ее направленность, поведение. Наиболее трудная задача в процессе исправления осужденных - научить их правильно оценивать свои поступки, осознать свою вину.
Для успешной работы по формированию правильного правового сознания осужденных важно не только знать его дефекты и деформацию, но и источники приобретения правовой информации. В связи с этим воспитательное воздействие сотрудников колонии на осужденных в области правового воспитания должно протекать одновременно с развенчанием уголовной романтики, формированием критического отношения к своим поступкам и действиям.
Успех исправления осужденных в ИУ зависит от того, насколько сотрудник понимает социально-психологические процессы и явления в среде осужденных.
Имея объективную информацию о малых группах колонии, можно прогнозировать, какие традиции, обычаи в них господствуют и на основании этого выявлять и активизировать положительные процессы и нейтрализовать отрицательные.
К
важнейшим социально-
Отсутствие у осужденных высших социальных потребностей самоутверждения обуславливает состояние пассивности, безволия, инертности и, в конечном итоге, ведет к упрощению средств регуляции поведения, которые базируются на материальных потребностях и соответствующих побуждениях.
Возможность исправления и перевоспитания осужденного основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды, то есть на ее пластичности.
Пластичность психики выступает, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительно-трудовых учреждений.
Если
говорить непосредственно о
1. Пассивный, характеризующийся слабой осознанностью необходимости исправления, отсутствием перспективных целей, шаблонностью способов и приемов деятельности, неадекватной самооценкой.
2. Ситуативный, когда осужденный осознает значимость исправления, но не принимает мер к его осуществлению, испытывает постоянную потребность в одобрении, совете.
3. Активно-деятельный, отличающийся осознанием личностной значимости исправления, принятием мер к его осуществлению, желанием преодолеть инерцию мышления, адекватной самооценкой.
4. Творческий, характеризующийся убежденностью в необходимости исправления как жизненно важном феномене, высоким уровнем планирования собственной деятельности, наличием стратегии достижения успеха в самосовершенствовании, высоким уровнем притязаний, взаимоотношений с сотрудниками исправительного учреждения.17
Критериями оценки исправимости осужденного к уголовным наказаниям могут выступать следующие нравственные и юридические показатели:
1) отношение осужденного к совершенному преступлению и к назначенному наказанию: осуждение своего преступного прошлого; стремление к возмещению причиненного ущерба; признание справедливым назначенного судом наказания;
2) отношение осужденного к порядку и условиям отбывания уголовного наказания: неукоснительное соблюдение осужденным порядка и условий отбывания наказаний, правонарушаемость осужденного;
3) отношение к исправительному воздействию: добросовестное отношение к труду, учебе, а также активное участие в иных образовательных и воспитательных мероприятиях; участие в работе общественных объединений;
4) социальная характеристика осужденного: поддержание и установление осужденным социально полезных связей, а также заинтересованность осужденного в трудовом и бытовом устройстве после освобождения от отбывания наказания.18
Немаловажная проблема заключается в выборе форм определения степеней исправления осужденного. В юридической литературе неоднократно предлагались различные формулировки форм определения степеней исправления осужденного.
В. Поздняков, учитывая мнения опрошенных специалистов, указывает три варианта оценки степеней исправления осужденного:
- вариант № 1: доказывает свое исправление; становится на путь исправления; идет по пути к исправлению; не становится на путь исправления; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания;
б) вариант № 2: характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания; характеризуется положительно; характеризуется неопределенностью в поведении либо имеет неустойчивую социальную установку; характеризуется отрицательно либо не стремится к исправлению; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания;
в) вариант № 3: высокая, средняя либо неполная; низкая.19
Представляется наиболее удачным именно второй вариант оценки степеней исправления осужденного, поскольку, на наш взгляд, он более ясен и не требует дополнительного толкования.
Критерии оценки исправления осужденного, а также степени оценки исправления осужденного, прежде всего, надлежит регламентировать в уголовном законодательстве и только суд должен оценивать (конечно же, по материалам, предоставленным из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания), степень исправимости осужденного.
Критерии
и степени оценки исправления
осужденного могут совпадать
с критериями и степенями оценки
перевоспитания осужденного. Отличие
их заключается в сущностном и содержательном
аспекте критериев. Между понятиями исправление
и перевоспитание есть отличие – по глубине
и объему тех изменений, которые достигнуты
в результате оказанного на осужденного
воздействия. Исправление менее сложный
и менее длительный процесс, который связан
с изменением лишь отдельных черт характера
человека, отдельных еще не глубоко укоренившихся
антисоциальных привычек и побуждений.20
Библиографический список:
1.
Агильдин Д.В. Понятие и содержание процесса
исправления осужденных.//Уголовно-
2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Уебное пособие. – Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003. -530с.
3. Основы психологии исполнения уголовных наказаний:Учебное пособие./ Под ред к.п.н. Е.Н. Казаковой. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. – 347с.
4. Петин И.А. Вопросы исправления осужденных.// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. - № 6. – С. 7-10
5. Петин И.А. Понятие, этапы и критерии исправления.// Российский следователь. – 2008. - № 8. – С. 17-20
6. Поздняков В. Еще раз о критериях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2005. – № 2. – С. 34-36
Информация о работе Объект и предмет судебно-психологической экспертизы