Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Юность — это этап формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Юность как стадия развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Личностное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Нравственное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2 Ценности и мировоззрение в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Формирование мировоззрения в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

     

  • 2.2 Ценности и ценностные  ориентации в юности
  •  

          Развитие  человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может  быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

          Направленность  личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Проявлениями внутренней активности личности в связи с ее ценностными ориентациями выступают такие характеристики, как совокупность сознательных отношений к обществу, труду, группе, к самой личности, нравственные позиции и мотивы поведения формирующейся личности.1

          Юношеский возраст связан с формированием  активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей. Ценности и ценностные ориентации юношей и девушек можно рассматривать как черты личности, но более глубокого уровня. Обретение и принятие своей индивидуальности создает возможность выработки личных ценностей и превращения их в принципы собственной жизни, личностные установки. Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерархий ценностей — особая задача юности, связанная с переосмыслением собственного «Я» (с установкой от детского к взрослому).

          В юношеском возрасте, развиваясь как  личность, юный человек не только открывает  для себя ценность самостоятельности, но и начинает понимать необходимость и социальную ценность послушания и дисциплинированности. За пределами семьи и школы, где послушание оценивается подростком как кабала и насилие, он непосредственно наблюдает необходимость послушания и дисциплинированности в юношеских сообществах, а также в спортивных секциях, в армии и в других открытых наблюдению видах деятельности.

          Подросток уже ориентируется в мире общественных отношений и в своем внутреннем мире. Он уже может не только следовать образцам взрослого поведения, но и применяет к себе взрослые отношения. Но для полноценного осуществления взрослого поведения подростку подчас не хватает устойчивой системы координат - той системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящим событиям. Подросток уже обобщает нормы и правила человеческого поведения, и в его жизнь входит то понимание их относительности, которое разграничивает нравственное и ситуативное, реходящее в поведении людей. Чтобы относительность норм человеческого поведения не вытеснила, не закрыла непреходящую ценность нравственных отношений и оценок, взрослые - в первую очередь родители - располагают реальной возможностью для дальнейшего развития нравственных отношений со своим ребенком, всем своим поведением показывая уважительное отношение к его человеческому достоинству. Если взрослые этого не учитывают, то создаются условия для глубокого конфликта с подростком, что ведет к внутреннему конфликту в самой личности последнего, так как лишает его устойчивых ориентиров в мире ценностей.1

          Правда, в ряде случаев взрослые имеют  мало возможностей для помощи молодому человеку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и  друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.

          Категоричность  и прямолинейность юношеских  оценок окружающего сочетаются с  тем, что молодые люди демонстративно выказывают свое непринятие истин, в  которых взрослые не сомневаются. Юноша уже не принимает правил на веру, как это делают дети. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет, он осуществляет собственный моральный и интеллектуальный поиск. Однако, так как собственная система ценностей еще не сложилась, то юноша может одновременно выглядеть то суровым и безжалостным моралистом, то равнодушным циником, отрицающим всякую нравственность. Максимализм «вдруг» сменяется скепсисом. Взрослых это часто раздражает. На коллизию «максимализм — скепсис» накладывается сегодня перестройка общества. Отсюда повышенная критичность юных к опыту отцов.

          Освоение, переживание и воспроизведение  ценностей жизни и культуры очень  значимо в юности: человек четко  осознает важность их ассимиляции для  собственного развития и социальной адаптации. В. П. Тугаринов, исследовавший молодежные ценности, условно делил их на материальные, социально-политические и духовные. К материальным он относил технику и материальные блага; к социально-политическим — свободу, братство, справедливость, равенство; к духовным — образование, науку, искусство. Чувства патриотизма, труд, общение с людьми являются синтетическими ценностями.

          В. Т. Лисовский, исследовавший жизненные  планы молодежи, отметил их связь  с объективными условиями жизни  и ценностными ориен-тациями личности. В группе лиц до 19 лет в первую очередь намечается решение задач, связанных с получением высшего или среднего специального образования, с выполнением интересной работы, а также с поиском друзей и близкого человека.

          С формированием ценностных ориентаций тесно связано такое явление как социализация.

          Социализация  представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком  социального опыта, в ходе которого молодой человек преобразует социальный опыт, собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Успешная социализация, т. е. полноценная включенность в жизнь общества, подразумевает не только принятие его ценностей, но и реальное повседневное участие в его жизни в соответствии с ними. Представление о себе и о мире — одна из самых больших ценностей человека, поэтому юноши и девушки ориентируются на свое мировоззрение и активно действуют на его основах. Они принимают участие в жизни общества, стремятся к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями. Воспитывается привычка поступать в соответствии с приобретенными знаниями. Решаются смысловые проблемы не как цепочки разрозненных событий, а как целостный процесс. Для того, чтобы молодой человек поступил в соответствии со своими убеждениями "программой действия", он должен сформировать у себя соответствующую потребность, сформировать активную жизненную позицию. Нормы и ценности являются смысловым стержнем, объединяющим юношей и девушек. Они определяют власть компании над ее членами. Роли, которые выполняет в группе юноша, навсегда останутся с человеком и будут помогать (престижные роли) или мешать (например, роль «козла отпущения») жить полноценной жизнью, стать гармоничной личностью.

          То, какой выбор будет сделан в  юности, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, мировоззрения, и основных ценностных ориентаций. Смутное представление о будущем сменяет план действий, учитывающий не только идеальные цели и ценности, но и их осуществляемость. Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в достижении и понимается как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. Поэтому, для обеспечения успехов в личных достижениях, у юношей и девушек прежде всего должно быть выработано твердое убеждение — именно труд есть главная реальность и главная ценность жизни дающая саму жизнь, именно в труде молодой человек утверждает себя как зрелая личность, как гражданин. От труда идут крепкие нити к интеллектуальному, нравственному, эстетическому, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности.

         Заключение

     

          В ходе данного исследование было получено общее значение таких понятий как «юношеский возраст», «ценностные ориентации», «нравственность», и «мировоззрение»; установлены ценности юности,  описано их значение, а так же установлена динамика нравственного развития и формирование мировоззрения в юношеском возрасте, описана их сущность.

          В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются  процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей  и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.  

          Юношеский период занимает важнейшее место  в истории психического развития человека. Это период высокой пластичности мозга и высокой обучаемости. Eгo особенностью является социальный контроль способов и результатов познавательной деятельности, мотивов, способов и форм нравственного поведения.  В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Юноши и девушки усваивают систему нaучных и социально-нравственных понятии, и учение становится способом интеллектуальной деятельности в ходе формирования мировоззрения и самосознания. Все звенья самосознания в реальных обстоятельствах индивидуальной жизни наполняются теми социально значимыми ценностями, которые определяют затем выбор человека в обыденной или экстремальной жизненной ситуации. Этот выбор делается однако не только по ценностной ориентации, не только по мысли, но и по страсти.

          Ценнейший компонент юношеского самосознания - самоуважение. Юношам  и девушкам следует научиться принимать  себя достойным, чтобы нести ответственность  за свой выбор и решения, избавиться от подросткового конформизма. Чувство достоинства помогает выстоять в экстремальных ситуациях угрозы насилия, повышает степень надежности личности и эгоидентичность. Появляются идеалы, требования к себе, жизненные планы. Личность становится все более саморегулируемой. От молодого человека постоянно требуют самоотчёта о том, что он делал и почему следует так делать. Самоотчет - неизменный компонент учебной деятельности на всех ее этапах. В результате складывается рефлексия как личностное качество, развивается самосознание, появляются цели и действия по совершенствованию собственной личности, своих знаний и способностей. Ключевым моментом этого процесса является осознание себя самостоятельной личностью и отторжение авторитета взрослых при опоре на мнение товарищей. С возрастом сокращается группа значимых сверстников, уточняются собственные принципы, складывается мировоззрение и жизненная позиция.

          Конечно, основу отношения к себе составляют оценки взрослых и сверстников, но не менее важную роль играют и собственные  усилия по построению своей личности: раздумья, споры, анализ чужих поступков и жизненных ситуаций, отбор высказываний из литературных источников. Несмотря на зависимость от родителей,  от духовных стандартов и культурных запретов, в юности вырабатывается личность как нечто единственное и неповторимое, как собственный взгляд на мир, моральные нормы и социальное устройство общества. Юность - период формирования установки на взрослую и серьезную жизнь.

         Глоссарий

     
    № п/п Понятие Определение
    1 Воспитание Целенаправленное формирование личности на основе формирования мировоззрения и поведения
    2 Жизненный план результат обобщения  и конкретизации целей и мотивов, которые ставит перед собой личность
    3 Личность конкретный  человек, взятый в системе его  устойчивых психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, и определяют его нравственные поступки
    4 Мировоззрение целостная система  взглядов, знаний, убеждений своей  жизненной философии
    5 Мировоззренческий поиск социальная  ориентация личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения
    6 Нравственность  установка внутренних норм поведения человека с усилением  сознательных мотивов на основе чувства  долга, честности, и правдивости
    7 Самоопределение осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор  будущей сферы деятельности
    8 Самосознание целостное представление  о самом себе, самооценка своих качеств, осознание своих достоинств и недостатков
    9 Ценностные ориентации Направленность  личности на те или иные ценности
    10 Юношеский возраст период жизни  человека между отрочеством и  взрослостью

         Список  использованных источников

     
    1 Абрамова Г. С., Возрастная психология [текст] : учебное пособие / М.: «Академия», 1999. – 672 с. –  № гос. регистрации ISBN 5-7695-0303-3
    2 Волков Б.С., Психология юности и молодости [текст] : учебное пособие / М.: Трикста, 2006. – 256 с. – № гос. регистрации ISBN 5-902358-67-1
    3 Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М., Возрастная и педагогическая психология [текст] : учебное пособие / М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – № гос. регистрации ISBN 5-93134-195-1
    4 Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.,  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [текст] : учебное пособие / М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с. – № гос. регистрации ISBN 5-89144-162-4
    5 Маклаков А. Г., Общая психология [текст] : учебное  пособие / СПб.: Питер, 2001. – 592 с. – №  гос. регистрации ISВN 5-272-00062-5
    6 Мухина B.C., Возрастная психология. Феноменология развития [текст] : учебное пособие / М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 640 с. – № гос. регистрации ISBN 978-5-7695-4136-0
    7 Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология [текст] : учебное пособие для вузов / М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с. – № гос. регистрации ISBN 5-89502-651-6
    8 Рыбалко Е. Ф., Возрастная и дифференциальная психология [текст] : учебное пособие / Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. – 256 с. – № гос. регистрации ISBN 5-288-00454-4
    9 Сапогова Е. Е., Психология развития человека [текст] : учебное пособие / Аспект Пресс, 2005., – 464 с. – № гос. регистрации ISBN 5-7567-0154-0
    10 Столяренко Л. Д., Основы психологии [текст] : учебное пособие / Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с. – № гос. регистрации ISBN 5-222-01548-3
    11 Шаповаленко И.В., Возрастная психология [текст] : учебное пособие / М.: Гардарики, 2005. – 349 с. – № гос. регистрации ISBN 5-8297-0176-6

         Приложения

    Информация о работе Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности