Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:45, курсовая работа
Юность — это этап формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Юность как стадия развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Личностное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Нравственное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2 Ценности и мировоззрение в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Формирование мировоззрения в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Абаканский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Психология развития и возрастная психология |
Тема | Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности |
Фамилия студента | Булаев |
Имя студента | Дмитрий |
Отчество студента | Сергеевич |
№ контракта | 10200080702001 |
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Юность как стадия развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1
Психологические особенности
1.2 Личностное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Нравственное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2 Ценности и мировоззрение в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Формирование мировоззрения в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Юность — это этап формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями. Они проявляются и во всякого рода политической активности (участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга. 18-22-летних уже воспринимают как ответственных субъектов общественно-трудовой деятельности в определенных социальных ролях. Но соответствие этим ожиданиям достигается существенным личностным ростом, прямо зависящим от мировоззрения молодого человека. Развитие собственной личности в 18-20 лет связано с организацией своего времени, своей общественно-трудовой жизни, с готовностью самостоятельно принимать ответственные решения. В идеальном случае молодой человек начинает выстраивать структуру своей жизни, учитывая реальность, но оценивая оптимистично и обстоятельства, и свои возможности. Но если выбирается деятельность субъективно непривлекательная, следствием будет низкая самоотдача и отсутствие энтузиазма. Становится актуальным поиск своего места в мире. Происходит личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная — основа выбора будущего. Принято считать, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Динамика развития в юности зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на мировоззрение и процесс самоопределения.
В юности преобладают мотивы учения, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением. Знания рассматривают не как ценность саму по себе, а как средство получения достойной профессии, обеспечивающей достаточный уровень доходов. Второе по значимости место у молодых людей, принадлежит мотиву саморазвития, развитие воли, и другие. Так же юноши и девушки стремятся проникнуть в свой внутренний мир, сформировать собственную индивидуальность. Интересы и духовные запросы молодежи довольно разносторонни. Большинство старшеклассников живо интересуются наукой, спортом, политической жизнью страны, международными отношениями и тому подобным, что имеет большое значение для выработки их мировоззрения.
Поиск жизненного пути, смысла
своей жизни одаривает
Цель работы: исследование психологических особенностей юношеского возраста, специфики нравственного развития, формирования ценностей и мировоззрения в период юности.
Задачи работы:
Определить значение понятий «юношеский возраст», «ценностные ориентации», «нравственность», и «мировоззрение»;
Установить ценности юности и описать их значение;
Установить динамику нравственного развития и формирование мировоззрения в юношеском возрасте, описать их сущность.
Объект исследования: лица юношеского возраста.
Предмет исследования: психологические особенности юношеского возраста, юношеские нравственность, ценности и мировоззрение.
Юношеский
возраст — период жизни человека
между отрочеством и
Граница между подростковым возрастом, юностью и взрослостью условна, поэтому в разных источниках хронологические границы юности разительно расходятся. Чаще всего исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (16-18 лет) и позднюю юность (от 18 до 22 лет). Наиболее подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у Абрамовой Г. С., возрастные границы юности она определяет периодом от 18 до 22 лет. Очерчивание границы юношеского возраста, исходит из известных науке данных о морфологии, физиологии и биохимии, а также из данных о динамике и диапазоне возможных физических и психических достижений. Условность возраста обусловлена тем, что юность — исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов. Известно, что в родовых культурах ребенок из детства переходил сразу в сообщество взрослых, как только осваивал навыки производительной, общественно полезной деятельности. С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами.
При
использовании понятия «
–
хронологический возраст –
–
физиологический возраст –
–
психологический возраст –
Эти возрасты могут несколько не совпадать у одного и того же лица, поскольку существуют закономерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто, возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело - с подростком, юношей или уже взрослым человеком?
Важнейший
психологический процесс
Устойчивое самосознание и стабильный образ «Я» становятся центральным психологическим новообразованием юношеского возраста. Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение в юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Юноши и девушки особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость. Это легко подтверждается результатами стандартных личностных тестов. Например, при предложении дописать незаконченный рассказ дети и подростки чаще описывают действия, поступки, события, а старшие подростки и юноши — чаще мысли, чувства, внутренние проблемы персонажей.
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1) открытие своего внутреннего мира — юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);
2) появляется
осознание необратимости
Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая собственное понимание мира и сути вещей, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться только его теориям. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), немаловажной особенностью является и то, что даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы. К сожалению, излишняя подверженность мнению ровесников может сыграть с молодым человеком злую шутку, чаще всего это происходит при самоопределении, при выборе профессии.
Психологическая
задача юности – самоопределение.
Её главная особенность - осознание
себя на пороге самостоятельной жизни,
выбор будущей сферы
Личностное развитие многоуровнево и сложно. Оно включает и природно-психическое, к социокультурное развитие личности. В юношеском возрасте окончательно формируются целостные эффекты личности и субъекта деятельности: характер, общие и специальные способности, мировоззрение, целеполагание и мотивационно-потребностная сфера, профессиональная направленность, ценностные ориентации, произвольная саморегуляция поведения и деятельности. Эти сложные компоненты личности как субъекта деятельности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.1
Личностное развитие в юности связано с определением ценностных ориентиров. В познании ceбя, в общении с другими люди в этом возрасте оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Достижения данного возраста новый уровень развития самосознания, открытие собственного внутреннего мира, мира мыслей, переживаний, взглядов, оценок, которые кажутся непохожими, уникальными. Интерес к себе выражается в самоанализе поведения и личностных качеств. Формируется эгоидентичность как постоянство взглядов и принципов. Ocновной путь самооценки - сравнение мнений о себе окружающих или проверка себя в рискованных поступках. При этом себя оценивают с учетом жизненных планов - взгляд на себя из будущего. Такая самооценка зачастую завышена, и это обеспечивает самоуважение, уверенность в себе. Развитие личности молодого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей.
Информация о работе Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности