Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Юность — это этап формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Юность как стадия развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Личностное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Нравственное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2 Ценности и мировоззрение в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Формирование мировоззрения в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

     Основные  данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Абаканский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология  развития и возрастная психология
Тема Нравственное  развитие, ценности и мировоззрение  в юности
Фамилия студента Булаев
Имя студента Дмитрий
Отчество  студента Сергеевич
№ контракта 10200080702001

  

     Содержание

 

      Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

      1 Юность как стадия развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

      1.1 Психологические особенности юношеского  возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

      1.2 Личностное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

      1.3 Нравственное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

      2 Ценности и мировоззрение в  юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

      2.1 Формирование мировоззрения в  юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  13

      2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  16

      Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

    Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

    Список  используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  23

      Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  24

     Введение

 

      Юность  — это этап формирования нравственного  сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как  системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями. Они проявляются и во всякого рода политической активности (участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга. 18-22-летних уже воспринимают как ответственных субъектов общественно-трудовой деятельности в определенных социальных ролях. Но соответствие этим ожиданиям достигается существенным личностным ростом, прямо  зависящим от мировоззрения молодого человека. Развитие собственной личности в 18-20 лет связано с организацией своего времени, своей общественно-трудовой жизни, с готовностью самостоятельно принимать ответственные решения. В идеальном случае молодой человек начинает выстраивать структуру своей жизни, учитывая реальность, но оценивая оптимистично и обстоятельства, и свои возможности. Но если выбирается деятельность субъективно непривлекательная, следствием будет низкая самоотдача и отсутствие энтузиазма. Становится актуальным поиск своего места в мире. Происходит личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная — основа выбора будущего. Принято считать, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Динамика развития в юности зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на мировоззрение и процесс самоопределения.

      В юности преобладают мотивы учения, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением. Знания рассматривают не как ценность саму по себе, а как средство получения достойной профессии, обеспечивающей достаточный уровень доходов. Второе по значимости место у молодых людей, принадлежит мотиву саморазвития, развитие воли, и другие. Так же юноши и девушки стремятся проникнуть в свой внутренний мир, сформировать собственную индивидуальность. Интересы и духовные запросы молодежи довольно разносторонни. Большинство старшеклассников живо интересуются наукой, спортом, политической жизнью страны, международными отношениями и тому подобным, что имеет большое значение для выработки их мировоззрения.

        Поиск жизненного пути, смысла  своей жизни одаривает жизнеутверждающую  часть молодежи высокими мировоззренческими чувствами, выступающими как внутреннее условие развития человека в юности, именно по этим причинам юношеский возраст считается решающим временем в нравственном становлении человека.

     Цель  работы: исследование психологических  особенностей юношеского возраста, специфики нравственного развития, формирования ценностей и мировоззрения в период юности.

     Задачи  работы:

Определить  значение понятий «юношеский возраст», «ценностные ориентации», «нравственность», и «мировоззрение»;

Установить ценности юности и описать их значение;

Установить  динамику нравственного развития и  формирование мировоззрения в юношеском  возрасте, описать их сущность.

     Объект  исследования: лица юношеского возраста.

     Предмет исследования: психологические особенности  юношеского возраста, юношеские нравственность, ценности и мировоззрение.

     Основная  часть

     

  • 1 Юность как стадия  развития
  •      

  • 1.1 Психологические  особенности юношеского  возраста
  •  

          Юношеский возраст — период жизни человека между отрочеством и взрослостью. В разных периодизациях возрастные границы юности разительно расходятся. Это и понятно: возраст — объективная на конкретно-исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе.1

          Граница между подростковым возрастом, юностью и взрослостью  условна, поэтому в  разных источниках хронологические границы юности разительно расходятся. Чаще всего исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (16-18 лет) и позднюю юность (от 18 до 22 лет). Наиболее подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у Абрамовой Г. С., возрастные границы юности она определяет  периодом от 18 до 22 лет. Очерчивание границы юношеского возраста, исходит из известных науке данных о морфологии, физиологии и биохимии, а также из данных о динамике и диапазоне возможных физических и психических достижений. Условность возраста обусловлена тем, что юность — исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов. Известно, что в родовых культурах ребенок из детства переходил сразу в сообщество взрослых, как только осваивал навыки производительной, общественно полезной деятельности. С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни.  Каждый возраст важен сам по себе, независимо от  связи с последующими возрастными периодами.

          При использовании понятия «юношеский возраст» надо различать:

          – хронологический возраст – прожитое человеком число лет;

          – физиологический возраст – степень физического развития человека; 

          – психологический возраст – степень  личностного развития;

          Эти возрасты могут несколько не совпадать  у одного и того же лица,  поскольку существуют закономерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто, возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело - с подростком, юношей или уже взрослым человеком?

          Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

          Устойчивое  самосознание и стабильный образ «Я» становятся центральным психологическим новообразованием юношеского возраста. Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение в юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Юноши и девушки особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость. Это легко подтверждается результатами стандартных личностных тестов. Например, при предложении дописать незаконченный рассказ дети и подростки чаще описывают действия, поступки, события, а старшие подростки и юноши — чаще мысли, чувства, внутренние проблемы персонажей.

          Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

    1) открытие  своего внутреннего мира — юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

    2)  появляется  осознание необратимости времени,  понимание конечности своего  существования. Именно понимание  неизбежности смерти заставляет  человека всерьез задуматься  о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих  целях. 

          Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая собственное понимание мира и сути вещей, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться только его теориям. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), немаловажной особенностью является и то, что даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы. К сожалению, излишняя подверженность мнению ровесников может сыграть с молодым человеком злую шутку, чаще всего это происходит при самоопределении, при выборе профессии.

          Психологическая задача юности –  самоопределение. Её главная особенность - осознание  себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности. Уже в 9-м классе ученик выбирает, оставаться ли в школе или переходить в лицей, колледж, осваивать профессию на курсах. Начинается проектирование будущего, а вместе с этим появляются вопросы «кем быть?», «каким быть?» - социальное и личностное самоопределение.1

         

  • 1.2 Личностное развитие в юности
  •  

          Личностное  развитие многоуровнево и сложно. Оно включает и природно-психическое, к социокультурное развитие личности. В юношеском возрасте окончательно формируются целостные эффекты  личности и субъекта деятельности: характер, общие и специальные способности, мировоззрение, целеполагание и мотивационно-потребностная сфера, профессиональная направленность, ценностные ориентации, произвольная саморегуляция поведения и деятельности. Эти сложные компоненты личности как субъекта деятельности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь.

          Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его  устойчивых социально обусловленных  психологических характеристик, которые  проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.1

          Личностное  развитие в юности связано с определением ценностных ориентиров. В познании ceбя, в общении с другими люди в этом возрасте оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Достижения данного возраста новый уровень развития самосознания, открытие собственного внутреннего мира, мира мыслей, переживаний, взглядов, оценок, которые кажутся непохожими, уникальными. Интерес к себе выражается в самоанализе поведения и личностных качеств. Формируется эгоидентичность как постоянство взглядов и принципов. Ocновной путь самооценки - сравнение мнений о себе окружающих или проверка себя в рискованных поступках. При этом себя оценивают с учетом жизненных планов - взгляд на себя из будущего. Такая самооценка зачастую завышена, и это обеспечивает самоуважение, уверенность в себе. Развитие личности молодого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей.

    Информация о работе Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности