Невербальные элементы в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:31, реферат

Описание работы

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего
подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку
больше, чем обычному речевому каналу общения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОВЕДЕНИЕ
2. ДВИЖЕНИЯ
3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ
3.1 Раздражители
3.2 Реакции
3.3 Психосоматические реакции
4. ЗОНЫ
4.1 Зоны дистанций
4.2 Запретные зоны
5. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1 Виды, темпы и направления движений
5.2 Мимика
5.3 Лоб
5.4 Глаза
5.5 Брови
5.6 Нос
5.7 Рот
5.8 Улыбка
5.9 Голова
5.10 Плечи
5.11 Верхняя часть туловища
5.12 Нижняя часть туловища
6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
6.1 Различные положения рук
6.2 Пальцы
6.3 Жесты “рука – лицо”
6.4 Жесты “рука – рука”
7. ОДЕЖДА
8. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
8.1 Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
8.2 Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Невербальные элементы в общении.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

говорящего и свидетельствуют о том, что ему нечего скрывать. По малозаметным движениям, которые к тому

же часто совершаются украдкой, можно судить о том, что говорящий не хочет привлекать к себе внимание.

Подобные движения кажутся незначительными, непритязательными, простыми, тактично сдержанными и

корректными.

   Темпы движений. Темпы движений подразделяются на спокойный, оживленный и быстрый.

   Спокойное чередование движений свидетельствует о самообладании и концентрации. В этом случае

можно говорить о жестах “большого человека” . Демонстративная невозмутимость часто несет на себе

отпечаток неискренности, как будто пытаются изобразить личность, превосходящую других. Спокойные

движения импонируют и пробуждают внимание к себе. Они уместны в тех случаях, когда хотят быть

понятыми и когда хотят вызвать доверие.

   Оживленные движения являются выражением импульсивности, веселого настроения, восхищения, а

также несдержанности и гнева. Тот, кто демонстрирует оживленный язык поз тела, хочет либо увлечь за

собой других, либо запугать их.

   Быстрые движения бывают, как правило, обусловлены живым темпераментом. Следует различать

быстрые внутренние процессы, быструю самовозбудимость, незамедлительную реакцию и степень

проявления жизненной силы. Движения могут быть быстрыми даже в тех случаях, когда налицо недостаток

жизненной силы. Быстрые движения часто кажутся бесцельными, властными, возбужденными,

раздраженными, взволнованными или рассеянными. И они производят соответствующее впечатление –

наблюдателя охватывает беспокойство и растерянность.

   Направления движений.

   Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы

движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно.

Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.

   Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем

сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за

неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением

каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что “он

словно открещивается от того, что сам же и говорит” . Язык поз тела уличает лживость речи.

   Движения в сторону. Они ассоциируются с уклончивым поведением. Наклоненная в сторону часть

тела ощущает себя уязвленной. Если мы “уклоняемся от слов” , то голова при этом поворачивается в сторону.

   Движения вверх. К ним относятся также потягивание и желание вытянутся. Они проистекают от

стремления производить более сильное и внушительное впечатление. Такой “задавака” лезет из кожи вон,

чтобы действовать “свысока” . Подобное “перерастание самого себя” позволяет говорить о приподнятом

мироощущении, радости и уверенности в своих силах.

   Движения вниз. Стремление производить словно уменьшенное впечатление также нашло отражение

во многих словосочетаниях: “вести себя подобострастно, как на полусогнутых” ,” быть подавленным и

разбитым” ,” повесить голову” и другие. [2, с. 69]

   5.2 Мимика

   Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой

(наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека) .

   Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой

сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних

раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

   Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она

свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со

спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью.

Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент)

производить также впечатление созерцательности и уюта.

   Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и

слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой

импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или

парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях,

скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно

унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность) .

   Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных

выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза” ,” холодные глаза противоречат

смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за

отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

   5.3 Лоб

   Согласно физиогномике общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и о его

характере. По строению, высоте и степени выпуклости, а также по отклонениям от формы делают вывод об

основополагающей предрасположенности человека. В краткой форме это выглядит таким образом:

квадратный лоб – мужество и мудрость, круглый, выпуклый лоб – неповоротливый, притупленный ум,

плоский, узкий лоб – ненаходчивый, с трудом принимающий решения человек. При динамичном поведении

мускулатура лба в большинстве случаев выполняет вспомогательную функцию выражения глаз. Из-за

связанных с активностью глаз мускульных движений образуются морщины.

   Продольные морщины. Продольные морщины над переносицей являются признаком

зафиксированного в уме желания. Поэтому их также обозначают как волевые морщины или морщины

концентрации. В большинстве случаев образование таких морщин сопряжено с функцией нахмуривания

бровей. При этом напрягается внутренняя мускулатура глаза и фиксируется зрачок.

   Вертикальные морщины являются выражением душевного или физического напряжения. Причинами

их возникновения могут стать твердая решимость, упрямство, своенравие, недовольство и раздраженность.

   Поперечные морщины. Возникают при поднятых бровях и широко раскрытых глазах. Это

свидетельствует о том, что есть желание воспринять как много больше. Данное мимическое выражение

приобрело известность как мимика страха, ужаса, непонимания, удивления и неожиданного просветления

(уяснения чего-то) .

   Сочетание горизонтальных морщин с прикрытыми веками создает впечатление уставшего и ни в чем

не заинтересованного человека. Так как мускулы, образующие горизонтальные морщины, помогают держать

глаза открытыми, их еще называют “мускулами внимания” . Если горизонтальные морщины глубоко

“врезались” в лоб, то это указывает на внимательного наблюдателя.

   Волнистые морщины. Если горизонтальные и вертикальные морщины сливаются друг с другом, то на

лбу образуются морщины – “завитушки” . Подобный вид характерен для бесплодного мыслителя, для не

очень талантливого, беспомощного, боязливого человека, т.е. для таких людей, которые не знают, что

предпринять, оказавшись вдруг в стесненных обстоятельствах. Такой вид морщин отражает также трудности

мыслительного процесса, возникающие в особо сложных случаях при интеллектуальной переработке

раздражителей и впечатлений.

   5.4 Глаза

   Глаза как “зеркало души” ,” залог верности” ,” кратер ненависти” ,” символ жизненной силы” и”

сияющие звезды” особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень

важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются

также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят

на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые,

искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать,

приковывать, восхищать. Взгляд может “выражать больше, чем слова” , но может и “убивать” . Язык глаз

очень важен для самоощущения в процессе общения.

   Близко расположенные друг к другу глаза должны означать “идеализм, доходящий до фанатизма,

сочувствие и довольно значительную приверженность той или иной теории” . Далеко отстоящие друг от

друга глаза должны свидетельствовать о “холодном как лед, трезвом в суждениях и практичном” человеке.

Большие и широко расставленные глаза должны характеризовать волевых, надежных, способных к языкам и

энергичных людей, в то время как по маленьким глазам можно судить о том, что те, кому они принадлежат,

подверженные влиянию, зачастую ненадежные и поверхностные люди.

   Вытаращенные глаза. Вытаращенными мы называем такие глаза, которые раскрыты сверх нормы.

Глаз представляет собой, подобно носу, рту и ушам, орган чувств. Широта его раскрытия говорит таким

образом о том, что хотят воспринять больше, чем обычно, информации. Нередко наряду с вытаращенными

глазами отмечается и раскрытый рот. Эта поза выдает стремление ничего не упустить, когда все органы

чувств приведены в оптимальную готовность к восприятию.

   Полностью раскрытые глаза. Полностью раскрытые глаза (“во все глаза” ) говорят об исключительно

открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному,

интеллектуальному восприятию, а также об общем интересе. Полностью раскрытый глаз говорит о

следующем:

об интеллектуальной продуктивности (глаз “воспринимает” творческие идеи) ,

о представлениях, являющихся результатом воображения, например у мечтательных детей,

о невинности (многие мошенники используют до предела раскрытые глаза, чтобы вызвать доверие к

себе) .

   Открытые глаза. Открытые глаза свидетельствуют об оптимистичном восприятии окружающего.

Степени раскрытости глаза сами по себе объясняются зрительной функцией глаза. Открытые глаза говорят о

состоянии нормального интереса вплоть до оптимистической заинтересованности внешним миром.

   Потупленные глаза. Если верхнее веко почти без напряжения прикрыто и закрывает верхнюю часть

глаза, то в таком случае говорят о том, что взгляд потуплен. В качестве мимической формы потупленные

глаза свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности, отчаянии и

надменности. Человек с большим самомнением как бы говорит таким положением век, что для него не

представляет никакого интереса смотреть на мир нормально раскрытыми глазами. Именно при данном

выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно

предположить высокомерное или пренебрежительное поведение.

   Приоткрытые глаза. Это происходит, когда глазная щель заужена. На шкале выражений это позиция

между потупленными и прищуренными глазами.

   Как непосредственная реакция прищуренные глаза означают концентрацию умственных процессов,

например осмысление какой-либо идеи. При этом, чтобы не отвлекаться, фиксируется та или иная

вымышленная точка пространства и за счет этого как бы предваряется критическая обработка самой идеи.

Если это выражение глаз сочетается с их поворотом в сторону, то тогда оно выражает состояние

нетерпеливого ожидания и лукавства.

   Прищуренные глаза. Такое положение глаз выражает подчеркнуто вынужденную меру защиты и

вызывается в большинстве случаев воздействием болезненных или обременительных раздражений,

например ярким светом, едким дымом или при попадании в глаза инородного тела или вещества (например,

мыльной пены) . Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего дискомфорта, например

физической боли, неприятных мыслей, следствия какого-то неприятного чувства.

   Прищуривание одного глаза. Используют в основном для тайного изъяснения с кем-либо. Когда

прищуривание происходит с меньшим напряжением, это воспринимается как кокетство, в особенности если

при этом голова склоняется набок и на губах появляется соответствующая улыбка. “Подмигивание” , одна из

форм прищуривания одного глаза, служит для установления тайного взаимопонимания. Такое прищуривание

типично для лукавых, шельмоватых, ловких, хитроумных и в то же время для тщеславных, навязчиво-

нахальных людей, а также для мошенников.

   Глаза, закрытые без напряжения. Во время сна и/или при желании не воспринимать больше никаких

впечатлений глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних

впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили. Причиной этого могут

быть: раздумья и желание получить наслаждение (например, на концерте) . Непринужденное закрывание глаз

может быть использовано для подачи сигнала. Закрытые глаза выражают, что в дальнейшей ориентации нет

необходимости, что все понятно.

   Движение веками. Выразительная шкала движений век весьма обширна. Поэтому становится ясно, из-

за чего многие сигналы и реакции языка поз связаны именно с глазами. У мужчин имеется в распоряжении

более многочисленный набор сигналов, передаваемых с помощью глаз, чем у женщин. Это объясняется тем,

что глаза являются ярко выраженным средством привлечения внимания, а роль чего-то активно

добивающегося человека больше все же подходит мужчине, чем женщине.

   Мигание – это подчеркнуто вынужденная реакция на воспрепятствование, что может быть

обусловлено физически каким-либо инородным телом, но также и негативной причастностью к чему-либо,

Информация о работе Невербальные элементы в общении