Невербальные элементы в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:31, реферат

Описание работы

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего
подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку
больше, чем обычному речевому каналу общения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОВЕДЕНИЕ
2. ДВИЖЕНИЯ
3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ
3.1 Раздражители
3.2 Реакции
3.3 Психосоматические реакции
4. ЗОНЫ
4.1 Зоны дистанций
4.2 Запретные зоны
5. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1 Виды, темпы и направления движений
5.2 Мимика
5.3 Лоб
5.4 Глаза
5.5 Брови
5.6 Нос
5.7 Рот
5.8 Улыбка
5.9 Голова
5.10 Плечи
5.11 Верхняя часть туловища
5.12 Нижняя часть туловища
6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
6.1 Различные положения рук
6.2 Пальцы
6.3 Жесты “рука – лицо”
6.4 Жесты “рука – рука”
7. ОДЕЖДА
8. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
8.1 Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
8.2 Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Невербальные элементы в общении.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

изменяющему рассудку и регулирующей воли. Поэтому в человеческом поведении такт проявляется только в

тех случаях, когда происходит подражание механическим процессам, например при выполнении

гимнастических упражнений и в особенности при строевом шаге на параде. Такт четко ограничивает каждое

отдельно взятое упражнение.

   Размеренный ритм. Если мы во время расслабленной (ритмичной) прогулки вдруг ставим перед

собой ту или иную цель, то наша походка меняется. Мы “приобретаем” такт и начинаем демонстрировать

определенное поведение (манеру держаться) . Такт позволяет как бы осознать ритм. Это очевидно в музыке,

например, при игре на фортепьяно, и в танце.

   Нарушение ритма в такт. Если мы лишены душевного спокойствия и нерешительны, то тогда наше

поведение и не ритмично, и не подразделено на такты. Наступает психический сбой. Речь становится

растянутой, неопределенной и заикающейся, движения лихорадочно неконтролируемы. Мы становимся

жертвой переоцененной идеи, с которой мы никак не можем справиться. [1, с. 56]

  

   3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ

   3.1 Раздражители

   Раздражители могут пробуждать в нас те или иные пережитые события и чувства. Тот или иной

настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем

если бы мы оказались в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ на раздражитель,

складывается из двух компонентов: настроения и движущей силы. Следствием движущей силы является то,

что наше настроение проявляется в том или ином движении. Из всего этого мы можем заключить следующее:

душевные порывы тесно связаны с физическими движениями.

   По своему содержанию физические движения соответствуют лежащему в их основе чувству и

имеющейся двигательной силе. Физические движения направлены к цели психических переживаний.

   В зависимости от силы чувства или от двигательной силы физическое проявление этого может быть

более конкретным, более сильным или более продолжительным. Для выражения наших психических

структур мы бессознательно используем аналогии и символы.

   При возникновении определенного чувства соответствующие нервные центры начинают проявлять

активность, вызывая тем самым активность связанных с ними групп мускулов. Например, на яркий

солнечный свет мы спонтанно реагируем сужением век и сведением бровей. В этом случае мы имеем дело с

непосредственной реакцией. Такое же поведение мы демонстрируем как опосредованную реакцию в том

случае, если мы хотим рассмотреть какой-нибудь предмет или если мы хотим припомнить что-то,

происшедшее много лет назад. Основополагающим для обеих ситуаций является желание

сконцентрироваться. В первом случае – желание разглядеть что-либо против слепящего солнечного света, во

втором – вообще что-нибудь увидеть. При второй, опосредованной реакции отсутствовал имевшийся в

первом случае повод, но выражавшееся таким образом желание было идентичным первому.

   Без раздражителя не бывает никаких реакций. Мы лишь различаем, поступают ли раздражители извне

(от окружения) или изнутри (от нас самих) . Наряду с группой поведенческих раздражителей нам известна

также обширная группа статистических. Сюда относятся все признаки внешности. Подобные признаки

внешности могут быть подлинными или искусственными. К подлинным признакам относятся органически

данные признаки живых существ. К искусственным признакам относятся все изменения, которые

предпринимаются с целью вуалирования или введения в заблуждение (косметика, одежда, прическа) .

   3.2 Реакции

   Под реакциями мы понимаем обратные действия, контрудар или ответ на раздражитель, т.е. реакции

представляют собой вызванный раздражителем образ действий. Они противостоят спонтанным действиям,

возможным “невызванным” действиям живых существ, например рефлекторным или инстинктивным

движениям.

   Определенные физические или психофизические реакции, в том числе в форме предпочитаемых

вегетативных и мимических выразительных явлений, сверхчувствительности, психомоторных особенностей,

часто бывают врожденными. Остальные способы реагирования разучиваются. Исследования психологии

обучения свидетельствуют о том, что в результате жизненных процессов какой-либо определенный

раздражитель постепенно превращается в пусковой элемент определенной реакции.

   Мы различаем следующие специфические возможности реагирования: спасаться бегством, бороться,

прятаться, звать на помощь, унимать нападающего, подчиниться или соответственно сдаться. Параллельно и

в сочетании с ними, а также в зависимости от личностных критериев возникают и другие реакции.

   Примитивная реакция или действие. Если раздражитель как бы в обход личности в целом приводит к

появлению реакции, то в таком случае мы имеем дело с неспецифичным поведением. Примитивные реакции

могут приводить к “проявлению” подсознательных механизмов. В случае взрывных реакций, являющихся

одним из вариантов примитивных реакций, эмоциональное сверхнапряжение достигается за счет

помрачения сознания. Разрядка внутренней напряженности при такой форме реакции может приводить к

слепому бегству прочь, к крушению всего вокруг себя, конвульсиям и сумеречным состояниям, часто с

последующей амнезией, к одержимости той или иной идеей и т.д.

   К группе примитивных реакций относятся и рефлекс замирания, оцепенение от ужаса (также потеря

сознания) . В этом случае мы имеем дело с пассивными реакциями.

   Активной примитивной реакцией является, к примеру, ураган движений, когда активная самозащита

протекает бесконтрольно. Две противоположные манеры поведения – рефлекс замирания и ураган движений

– являются выражением психики, не способной к оказанию сильного сопротивления. Часто одна реакция

переходит в другую. После оцепенения часто возникает торопливая деятельность (плач, всхлипывания,

бегство прочь) . При известных обстоятельствах кратковременное состояние физической слабости может

способствовать возникновению примитивных реакций.

   Личностная реакция. В этом случае раздражитель перерабатывается интрапсихически. Реакция

соответствует всей личности в целом и представляет собой специфичный для всей личности ответ.

   Неадекватная реакция. Реакция является неадекватной в том случае, если она не соответствует

причинности происходящего или даже противоречит ей. Поведение или реакция могут быть неадекватными

как по качеству, так и по количеству.

   Ужас. При этом виде примитивной реакции непроизвольно возникают как реакция на неожиданно

возникающие душевные потрясения психомоторные чередования. Такие реакции вызываются факторами

внезапности(раздражителями)

   Паника. Паника возникает тогда, когда в коллективе по прошествии определенного периода

достигается готовность к панике. Накопившийся страх неожиданно выплескивается наружу в виде паники и

приводит к страху обдуманных действий. В такой ситуации срабатывают автоматизмы, например рефлекс

бегства и ураган движений. Наступает слепота относительно реальных возможностей для спасения. В

большинстве случаев панические реакции завершаются истощением охваченного ими человека.

   Истерия. Истеричные люди преобразуют психические (травматические) повреждения раннего

детства в физические симптомы и страдания. Используемое при этом вытеснение представляет собой

процесс мнимого забывания, которое происходит хоть и преднамеренно, но бессознательно. За счет этого

сбоя прежние сознательные переживания становятся бессознательными.

   Конверсивные реакции. Подобные реакции в виде выразительной жестикуляции или

демонстративных действий служат для привлечения к себе внимания взрослых (и других людей) .

   3.3 Психосоматические реакции

   Психосоматическое симптообразование в психоанализе интерпретируется как защита от конфликтов.

Возникновение и течение психосоматических заболеваний мы понимаем здесь в виде реакции на

раздражитель в следующих видах: эмоция, вегетативное разрегулирование, функциональное нарушение,

морфологическое изменение. Приведу некоторые из психосоматических нарушений, наступающих после

воздействия раздражителей.

   Функциональный сердечный синдром (симптомокомплекс) . Обусловливается состояниями страха и

напряжения; переживают его часто вместе с нарушениями дыхания.

   Коронаросклероз (кальцинация венечных сосудов сердца) . В большинстве случаев наблюдается у

активных, многогранно деятельных личностей с интенсивным стремлением к производительному труду и

желанием проявить себя.

   Нарушение дыхания. Могут возникать, если эмоциональные воздействия затрагивают произвольную

дыхательную и непроизвольную бронхиальную мускулатуру.

   Бронхиальная астма. Может быть вызвана стрессовыми ситуациями и инфекциями. Механизм

приступа может приводиться в действие уже одним представлением аллергенов (веществ, вызывающих

приступ) даже при их отсутствии. И в этом случае мы имеем дело с принципом условного рефлекса.

Бронхиальная астма часто наблюдается у инфантильных лиц с боязливо-упрямым или сверхуступчивым

поведением.

   Расстройство нижнего пищеварительного тракта. В подобных расстройствах часто проявляется тот

или иной конфликт. Часто мы имеем дело с расстройствами, обусловленными ситуацией. Их основой могут

являться агрессивные проблемы отношений и депрессивно-вынужденные невротические защитные формы.

   Отказ от пищи. Такое поведение чаще наблюдается у женщин, чем у мужчин, причем в соотношении

10: 1. Прежде всего это относится к девушкам в период полового созревания.

   Излишний вес. Может возникать из-за любви поесть или обжорства, а также вследствие

функциональных расстройств, которые могут быть обусловлены психологически. Часто с излишним весом

связаны симптомы незрелости, недоверия, фригидности.

   Кожные изменения. Вызываются в большинстве случаев неспецифическими эмоциональными

состояниями. “Запускающим” раздражителем при зуде служит боязнь, напряженность и подавленная в себе

агрессивность.

   Головная боль. Головная боль, в особенности если речь идет об изнуряющей ее форме,

обусловливается эмоциональным стрессом. Мигрень чаще встречается у негибких личностей с

честолюбивыми устремлениями. При этом мигрень может проявляться в приступах, если соответствующий

человек не отвечает предъявляемым требованиям.

   Сексуальные нарушения. Сексуальность представляет собой один из наиболее важных очагов

конфликтов. Большая часть общего поведения находит свое отражение в сексуальной способности

переживать и реагировать. Нарушения в этой области дают возможность наиболее точно понять своеобразие

всей личности. [2, с. 60]

   

   4. ЗОНЫ

   4.1 Зоны дистанций

   Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в

принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее

можно разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны) .

   1. Интимная зона (от 15 до 46 см) .

   Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его

собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном

контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне

имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического

контакта. Это сверх интимная зона.

   2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра) .

   Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках,

официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

   3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров) .

   На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника,

пришедшего заняться ремонтом в вашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых

не очень хорошо знаем.

   4. Общественная зона (более 3,6 метра) .

   Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от

аудитории. [3, с. 33]

   4.2 Запретные зоны

   Самые интимные участки тела и пространства человека являются сферами “табу” . Доступ и

прикосновение к ним находятся под запретом. Свободный доступ ко всем зонам имеют влюбленные пары и

родители в отношении своих маленьких детей. Большинство запретных зон расположено вблизи признаков

половой принадлежности и чем дальше те или иные части тела удалены от половых органов, тем меньше их

табуирование.

   Например, матери всегда могут поглаживать дочерей по волосам, а сыновья уже довольно рано

начинают противиться этому. Объяснение можно найти в том, что мальчишки считают “поглаживание по

волосам” девчачьим жестом. Они не хотят испытывать на себе это заботливое поведение, это

прихорашивание, потому что не хотят выглядеть как девочки. Такие прикосновения ассоциируются с

“наведением красоты” , что в детстве мать не раз и проделывала с детьми.

   Запретными участками являются, например, туалеты, ванные комнаты и отчасти спальни. Кроме того,

табу может быть “наложено” на любое помещение и на любой предмет. Например, рабочий кабинет, куда

никому не разрешается входить, талисман, к которому никому нельзя прикасаться, или личные вещи:

курительная трубка, музыкальные инструменты и т.д.

   

   5. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

   5.1 Виды, темпы и направления движений

   Виды движений. Размашистые, словно охватывающие движения демонстрируют уверенность

Информация о работе Невербальные элементы в общении