Автор: Виктория Зимакова, 15 Ноября 2010 в 20:42, контрольная работа
Мимика лица. Взгляд и глаза. Поза и её детали. Жесты и телодвижения. Интонация голоса. Непроизвольные реакции. Фоновое настроение. Микроколебания настроения.
Как трактовать некоторые невербальные сигналы
Сигнал | Трактовка | |
Жесты | ||
Руки сцеплены
на груди
Легкое постукивание по столу Молитвенно сложенные ладони, пальцы слегка расставлены Руки под столом Руки на столе (позиции разнообразны, но не сцеплены) Улыбка, легкий наклон головы, ритмичное кивание головой Легкий наклон головы вбок |
Оборонительная
позиция
Нетерпение Чувство превосходства, собеседник считает, что он хитер Не готов к разговору, или боится выдать неуверенность, нервозность Готовность вступить в социальный контакт Понимание, готовность к контакту Спокойствие |
|
Взгляд и отсутствующие движения | ||
Подъем
головы и взгляд вверх или наклон
головы с сосредоточенным выражением
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Взгляд в сторону Взгляд в пол |
Партнер не готов
к контакту, раздумывает
Желание подчинить себе Пренебрежение Страх и желание убежать |
|
Существенным, на мой взгляд, будет следующее замечание: использование целого ряда невербальных средств общения довольно жестко ограничено национальными, культурными и религиозными традициями того или иного народа. Если мимика, дающая ясное и четкое представление об эмоциональном состоянии человека, интерпретируется одинаково вне зависимости от национальности и культуры, то конкретный смысл таких невербальных знаков, как поза, жесты, дистанции или нормы приближения, различен в разных культурах.
Итак, невербальные средства общения помогают в создании образа партнера по общению, служат для уточнения, а иногда и изменения смысла вербального сообщения, для придания или усиления эмоциональной окраски сказанного.
Несмотря на важность
неречевых способов передачи информации,
смысл сообщения, его содержание
передается все-таки вербальным, или
речевым, способом.
2 НЕВЕРБАЛЬНЫЙ
ЯЗЫК
2.1 Вводные положения
Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому
очень важно понимать их истинное состояние.
Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:
- конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения
способом);
- спонтанно (непроизвольно).
Когда партнёр стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому,
всё может ограничиться простым конвенциальным (стандартно принятым в данной
среде общения способом) невербальным намёком, бывающим иной раз истинным,
но чаще дезориентирующим.
Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако
человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех
рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у
коммуникатора соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять
те чувства и стремления, которые объект предпочёл бы утаить.
Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и
хорошо читаются лишь при отменном знании партнёра. Непонимание сего момента
способно привести к фатальному самообману в познании коммуникатора.
Оценивая персональную
различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной
культуры.
Осознавать желательно как
так и его реакцию на некий появляющийся стимул (поступок, ситуацию…).
Значительно отчётливее, чем у
мужчин просматриваются
эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы.
Эмоциями человека повелевает правое полушарие мозга, а логикой и
речью – левое. Вдобавок каждое из этих полушарий координирует свою всегда
разноимённую сторону тела. Поэтому: всё то, что человек старается
продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то,
что он в реальности
переживает – на левой.
2.2 Мимика лица
Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются
скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур,
которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые
эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять,
отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.
Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в
отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более
разнятся мимикой его правая и левая половины.
Даже легко распознаваемая
секунды…) и зачастую остаётся незамеченной; чтобы суметь перехватить её
нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом
положительные эмоции (радость, удовольствие…) узнаются легче, чем
отрицательные (печаль, стыд, отвращение…).
Особой эмоциональной
читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к
примеру, свидетельствует о беспокойстве, ну а скривлённый в одну сторону
рот – о скепсисе или насмешке…).
Улыбка на лице, как правило,
выказывает дружелюбие или
одобрении. Улыбка для мужчины – это хорошая возможность показать, что он во
всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще
соответствует её фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом
отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их
стандартное истолкование.
Типичные выражения лица, сообщающие
об испытываемых эмоциях,
- радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз
образовались мелкие морщинки;
- интерес: брови немного
слегка расширены или сужены;
- счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад,
глаза спокойные;
- удивление: поднятые брови
расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму и так далее.
Знать выражения лица при
того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед
зеркалом) своих рабочих имитаций.
2.3 Взгляд и глаза
Откровенно говорят о
недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стёклами тёмных
очков.
Людей обычно выдают:
- какие-либо изменения в
некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
- непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») – тревога,
стыд, обман, страх, неврастения;
- блестящий взгляд –
- усиленное моргание –
В ходе общения чаще всего
смотрят партнёру в глаза
не когда говорят, хотя осуществляя внушение иной раз применяют прямой
взгляд в глаза в момент произнесения диалога.
Субъект, который смотрит Вам в глаза заметно меньше одной трети всего
периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто
нескрываемо упорно вглядывается в глаза испытывает к Вам повышенный интерес
(зрачки расширенны), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены)
или стремится доминировать.
Модификации контактов глаз
- «отсутствующий взгляд» –
- переведение взгляда на
интереса к беседе, излишне длинный монолог партнёра;
- взгляд сбоку – недоверие;
- взгляд то отводится, то
недоверие. И так далее.
2.4 Поза и её детали
Значительную информацию о внутреннем настрое человека даёт
статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об
устойчивых особенностях личности.
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют своё
лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об
истинных переживаниях индивида.
Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека
таковы:
- руки заложены за спину,
– чувство уверенности в себе и превосходство над другими;
- корпус подан вперёд, руки (подбоченясь) на бёдрах – уверенность в
своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность,
взвинченность при разговоре,
стремление отстаивать свою
конца;
- стояние, опираясь руками о стол или стул – ощущение неполноты
контакта с партнёром;
- руки с расставленными локтями заведены за голову – осознание
превосходства над другими;
- закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов –
знак агрессивности и
- скрещённые конечности –