Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Невербальное общение - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1.Невербальное общение……………………………………………….…….….4
2.Виды невербального общения…………………………………....……….….7
2.1 Кинетические виды общения……………………………..………….….7
2.1.1 Мимика……………………………………………..……….……....7
2.1.2 Сигналы глаз, взгляд и зрительный контакт…….……….……....8
2.1.3 Жесты и жестикуляция…………………………..……….………...9
2.2 Фонационные виды общения…………………………..……………….11
2.2.1 Тон и высота голоса………………………………………………...11
2.2.2 Темп, тембр и громкость голоса……………………………...…...11
2.2.3 Заполнение пауз или вокальные помехи………………….…......12
3. Проксемика…………………………………………………………….…….12
3.1 Зональные пространства…………………………………….……...13
4. Общение медсестры и пациента……………………………………………14
Заключение………………………………………………………………….…..16
Список использованной литературы………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 46.87 Кб (Скачать)
      1. Жесты и жестикуляция.

     Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные

  • Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.
  • Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.
  • Демонстративные жесты поясняют положение дел.
  • При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
 

    Различают также: 

      • произвольные 
      • непроизвольные жесты.
 

     

     Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты.

     Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

     Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев  подчеркивающим и уточняющим.

     По  мнению Т.М. Николаевой, при классификации  жестов необходимо учитывать тот  факт, что у человека отсутствует  возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может  быть запечатлено только в одной  из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.

     В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения  А. Штангля выделяются:

  • жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
  • жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
  • «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;
  • жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;
  • рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.

     Таким образом, жесты свидетельствуют  об интенсивности переживаний, о  качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести  самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи. 
 

    1. Фонационные виды.

     Параязык – это невербальное «звучание» сообщений, т.е. манера выражения слов в речи.

     Когда мы придаем своему голосу определенную высоту, громкость, темп и тембр, то есть, меняем четыре основные характеристики, мы дополняем наше сообщение, эффективно завершаем речь или подчеркиваем двусмысленность своих слов.

      1. Тон или высота голоса.

     Высота  голоса - это его тон. Высота голоса, как правило, изменяется вместе с громкостью. Когда люда нервничают, они повышают голос. Когда пытаются настоять на своем, то, наоборот, говорят тихо.

     По  тону, язык междометий, подобно мимике, без которой междометие, в отличие  от слова, во многих случаях вовсе  не может обойтись, есть единственный язык, понятый всем.

     Повышение и понижение, степень силы и долготы  дают звукам столько разнообразия, что если бы возможны были люди со струнами на груди, но без органов слова, то звуками струн они могли бы свободно выражать и сообщать другим свои мысли.

      1. Темп, тембр и громкость голоса.

       Темп – это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они счастливы, испуганы, нервничают, возбуждены.

       Медленнее – когда предлагают решение проблемы или пытаются привлечь внимание к  определенной теме.

       Тембр голоса – это его звучание. Каждый человеческий голос имеет особый тембр. Тембр голоса зависит от настроения.

      • Соблазняя кого-либо, мы говорим мягким тембром с придыханием;
      • Жалобе присущ хнычущий, назальный тембр;
      • Гнев же характеризуется скрипучим, резким тембром.
 

       Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слова – громко или тихо. Некоторые люди говорят очень громко, а другие наоборот, тихо. Кроме того, громкость голоса меняется в зависимости от ситуации т темы разговора.

      1. Заполнение пауз или вокальные помехи.

       Вокальные помехи – это лишни слова или звуки, нарушающие беглость. Большинство из нас время от времени используют в речи вокальные помехи, которые становятся проблемой, когда другие воспринимают их как лишнее и не позволяют сосредоточиться на смысле сказанного. Наиболее часто в нашей речи встречаются помехи такого типа:

    • «э-э-э»
    • «м-м-м»
    • «ну, короче»
    • «понимаете»
    • «вроде как»
    • «это»

        Вокальные помехи могут  первоначально использоваться как  «замещающие выражения», заполняющие  проблемы в печи, чтобы не установилось молчание. Мы можем произносить «м-м-м», когда нужно сделать паузу, что  бы подыскать нужное слово или  идею.

  1. Проксемика.

        Проксемика исследует  пространственные условия общения  — расположение собеседников в момент их контакта. Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, которые позволяют  судить о социальном положении, установках и самооценке.

        Проксемика исследует  пространственные условия общения  — взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального  или иного контакта. В зависимости  от времени суток, наполненности  помещения, собственного физического  состояния один и тот же человек  может занимать в помещении разные места. Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, маркеров, которые  позволяют судить довольно точно  о социальном положении, установках и самооценке.

        Как и многие механизмы  человеческого поведения, соблюдение пространства первоначально было продиктовано биологической целесообразностью. Человек приобрел социальные навыки лишь на последних этапах своей эволюции. До наших дней в его поведении  сохранились особенности, продиктованные древними инстинктами, один из которых  — территориальный.

        Пионером данной области знания (проксемики) можно считать американского этнографа Эдварда Холла. Из многочисленных фактов, им собранных, мы остановимся здесь на «территориальных зонах общения».

    1. Зональные пространства.

        Существуют оптимальные  «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

    • Интимная дистанция. Она (как и все другие) имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — расстояние от 15 до 45 см. За этой дистанцией словно зарезервирована область для обмена интимными посланиями на языке тела (взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.). По мнению немецкого психолога Хорога Рюкле, при нарушении границ территории, в особенности интимного пространства того или иного человека, следует иметь в виду следующие реакции: беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться; закидывание ноги на ногу, прочь от захватчика — поворот в сторону и подготовка к бегству; постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги); опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;
    • Личная дистанция. Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу. Жена может спокойно стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Для другой женщины находиться в ней — совершенно другое дело.
    • Социальная дистанция. Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал — от 210 до 350 см. Эта дистанция, на которую становятся люди, когда кто-либо говорит им: «Станьте, чтобы я мог посмотреть на вас».
    • Публичная дистанция. Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение.
  1. Общение медсестры и пациента.

        Общение между пациентом и медсестрой происходит как на вербальном так  и на невербальном уровне. Медсестре  необходимо особое внимание уделять  невербальным средствам общения, таким  как, например, движения тела. Это необходимо для создания максимально -доверительных  отношений. Визуальное восприятие информации даже более важно для пациента, чем слуховое, большую часть информации человек получает через зрение.

        По  средствам слуха пациент получает менее половины, порядка 45% информации. Сюда входят слова, интонации, сочетания  звуков, речевые паузы, ударения.

        Невербальное  восприятие информации составляет порядка 55% общего восприятия. Большую часть  невербальной информации мы передаем незаметно для себя. Не вербально  передаваемая информация имеет очень  большое значение при первой встрече  с пациентом. Пациенты очень ранимы при проявлении по отношению к  ним не вербально передаваемого  неуважения. К средствам невербально передаваемой информации относятся мимика, жесты, прикосновения, смех, плач, отдаление, внешние факторы, такие как, чистота, фон, цвета, знаки. Взгляд имеет особое значение. Невербально передаваемая информация призвана дополнять, окрашивать, выделять речевую информацию. Для успешного применения способов вербальной и невербальной информации медсестре необходима хорошая подготовка, как теоретическая, так и практическая, в области навыков общения.

 

Заключение.

        Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны, в лучшем случае и противоречны, в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, ни кто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы отношение, представляется ценным.

        Таким образом, из всего  вышесказанного мы можем сделать  вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Так как психологами  установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

        Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиться еще до того, как он усвоит и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Информация о работе Невербальное общение