Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:12, курсовая работа
Невербальное общение - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.
Введение……………………………………………………………………….…3
1.Невербальное общение……………………………………………….…….….4
2.Виды невербального общения…………………………………....……….….7
2.1 Кинетические виды общения……………………………..………….….7
2.1.1 Мимика……………………………………………..……….……....7
2.1.2 Сигналы глаз, взгляд и зрительный контакт…….……….……....8
2.1.3 Жесты и жестикуляция…………………………..……….………...9
2.2 Фонационные виды общения…………………………..……………….11
2.2.1 Тон и высота голоса………………………………………………...11
2.2.2 Темп, тембр и громкость голоса……………………………...…...11
2.2.3 Заполнение пауз или вокальные помехи………………….…......12
3. Проксемика…………………………………………………………….…….12
3.1 Зональные пространства…………………………………….……...13
4. Общение медсестры и пациента……………………………………………14
Заключение………………………………………………………………….…..16
Список использованной литературы………………………………………….17
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Медицинское училище №3 (ГОУ СПО МУ №3)
119049, Москва,
4-й Добрынинский пер., дом 1/3, стр. 23А.
КУРСОВАЯ РАБОТА.
Тема: Невербальное
общение.
Дисциплина:
Психология.
Специальность: 060109 Сестринское дело. Курс 3 Семестр 6. |
Работу выполнила
студентка:
Позднякова К. М. III курс 37 группа VI семестр Руководитель: преподаватель психологии Грибкова Т. В. |
Москва
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Невербальное
общение……………………………………………….…….…
2.Виды
невербального общения………………………
2.1 Кинетические виды общения……………
2.1.1 Мимика……………………………………………..……….…
2.1.2 Сигналы глаз, взгляд и зрительный контакт…….……….……....8
2.1.3 Жесты и жестикуляция…………………………
2.2 Фонационные виды общения………………
2.2.1 Тон и высота голоса……………………………
2.2.2 Темп, тембр и громкость голоса………………
2.2.3 Заполнение пауз или вокальные помехи………………….…......12
3. Проксемика……………………………………………………
3.1 Зональные пространства……………………
4. Общение
медсестры и пациента…………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….17
Введение.
Мы
постоянно общаемся с другими
людьми: дома, на улице, на работе, в
транспорте. При мысли о том, что
такое общение, у каждого в
голове возникает образ нескольких
людей, каким-то образом взаимодействующих
друг с другом, и это правильно.
Общение – это процесс
Давайте посмотрим, что такое общение в жизни человека, и какую роль оно выполняет. Начнем с того, что общение относится к одной из базовых потребностей человека. Без общения мы не можем провести и дня. Кроме того, оно определяет развитие многих других потребностей (познавательных, эстетических и т.д.), да и сам процесс удовлетворение большей части потребностей в той или иной степени включают в себя общение.
Выделяют два вида общения: вербальное и невербальное. Вербальное осуществляется посредством слов, невербальное же предполагает обмен информацией при помощи невербальных средств: мимики, жестов, голосовых интонаций. Что любопытно, вербальное и невербальное общение совсем не обязательно должны совпадать. Они могут, как дополняться и взаимно усиливаться, так и полностью противоречить друг другу. Это связано с тем, что вербальная речь, ввиду своей искусственной природы, легко поддается контролю нашего сознания, в то время как невербальные проявления являются результатом работы подсознания, и контролировать их гораздо сложнее. Так психологи, наблюдая за поведением человека, могут с легкостью определить, когда он врет.
Изначально в общении человека существовало лишь непосредственное общение, когда люди общались без помощи каких-либо вспомогательных средств. Однако с развитием человеческой культуры и появлением письменности на основе непосредственного общения возникло опосредованное. В наше время средств для такого общения великое множество: телефоны, рации, icq, форумы, чаты и т.д.
Существует
культура общения, она нужна для
того, чтобы человек ставил ограничения
в манере общения в определенных
ситуациях. Например, общение в деловой
обстановке с партнерами по работе,
бизнесу должны отличаться от общения
со знакомыми, друзьями. В первом случае
не стоит позволять себе фамильярности
и сквернословия. Общение с незнакомыми
людьми также отличается от общения с
родственниками. Общение состоит из следующих
этапов: потребность в общении, цель, установление
контакта, обмен информацией, анализ мнения
собеседника и т.д. В процессе общения
могут участвовать следующие элементы:
сообщение, разговор, комплимент, мнение.
И помните, талант, который подвластен
любому человеку вот, что такое общение.
Невербальное общение - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.
Распространенное рабочее название - невербалика.
60%
в общении между людьми
Как
правило, невербальное общение происходит
мало осознанно и редко
Овладевая
языком невербального общения, мы приобретаем
эффективный и экономичный
Мы очень часто обращаемся к невербальному способу передачи информации при общении с друзьями, родственниками, деловыми партнерами и с теми, с кем сталкивает лишь на мгновение наша повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.
Большинство исследований разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих других случаях то, как мы говорим, важнее слов которые мы произносим.
В
нашем внешнем поведении
Особенностью языка телодвижений является то, что если его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Это заставляет нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а так же продолжают желание овладеть искусством толкования этого особого знания – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.
Одной из наиболее серьезных ошибок в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест, и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Для правильной интерпретации мы должны учитывать весть комплекс сопровождающих жестов.
Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова можно только тогда, когда выставишь это слово в предложении наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.
Хотя вербальная и невербальная формы коммуникации наиболее эффективны, когда дополняют друг друга, невербальные сигналы могут замещать вербальные или даже противоречить им. В целом, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, нужно больше доверять невербальной коммуникации.
Как считает Алан Пиз сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приёмов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом – самим человеком.
Если мы будем понимать механизм действия какого-то явления, то нам легче будет управлять этим явлением. Отсутствие же знаний и понимания способствует появлению страха и предубеждения против этого явления.
В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего
Заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.
Франсуа де Ларошфуко
Различаются два основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения).
Кинетические:
|
Фонациональные:
|
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Как
установлено еще Дарвином, мимика
человека уходит корнями в мир
животных. У животных и человека
немало общих мимических выражений
– мимика страха, испуга, тревожности
и т.п. Однако у человека имеются
специфические чувства и их мимические
выражения – состояние
Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.
Одним
из наиболее важных элементов мимики
является взгляд. Взгляд живого существа,
и особенно взгляд человека, - один из
самых сильных раздражителей, несущий
в себе большую информацию. В процессе
общения взгляды людей