Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Невербальное общение - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1.Невербальное общение……………………………………………….…….….4
2.Виды невербального общения…………………………………....……….….7
2.1 Кинетические виды общения……………………………..………….….7
2.1.1 Мимика……………………………………………..……….……....7
2.1.2 Сигналы глаз, взгляд и зрительный контакт…….……….……....8
2.1.3 Жесты и жестикуляция…………………………..……….………...9
2.2 Фонационные виды общения…………………………..……………….11
2.2.1 Тон и высота голоса………………………………………………...11
2.2.2 Темп, тембр и громкость голоса……………………………...…...11
2.2.3 Заполнение пауз или вокальные помехи………………….…......12
3. Проксемика…………………………………………………………….…….12
3.1 Зональные пространства…………………………………….……...13
4. Общение медсестры и пациента……………………………………………14
Заключение………………………………………………………………….…..16
Список использованной литературы………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 46.87 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Среднего  профессионального  образования города Москвы

Медицинское училище №3 (ГОУ  СПО МУ №3)

119049, Москва, 4-й Добрынинский пер., дом 1/3, стр. 23А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА.

Тема: Невербальное общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: Психология.

Специальность: 060109 Сестринское дело.

Курс 3

Семестр 6.

Работу выполнила  студентка:

Позднякова  К. М.

III курс 37 группа VI семестр

Руководитель: преподаватель психологии Грибкова Т. В.

   
 
 
 

Москва

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

1.Невербальное общение……………………………………………….…….….4

2.Виды  невербального общения…………………………………....……….….7

    2.1 Кинетические виды общения……………………………..………….….7

          2.1.1 Мимика……………………………………………..……….……....7

          2.1.2 Сигналы глаз, взгляд и зрительный контакт…….……….……....8

          2.1.3 Жесты и жестикуляция…………………………..……….………...9

    2.2 Фонационные виды общения…………………………..……………….11

          2.2.1 Тон и высота голоса………………………………………………...11

          2.2.2 Темп, тембр и громкость голоса……………………………...…...11

          2.2.3 Заполнение пауз или вокальные  помехи………………….…......12

3. Проксемика…………………………………………………………….…….12

           3.1 Зональные пространства…………………………………….……...13

4. Общение  медсестры и пациента……………………………………………14

Заключение………………………………………………………………….…..16

Список  использованной литературы………………………………………….17 

 

Введение.

     Мы  постоянно общаемся с другими  людьми: дома, на улице, на работе, в  транспорте. При мысли о том, что  такое общение, у каждого в  голове возникает образ нескольких людей, каким-то образом взаимодействующих  друг с другом, и это правильно. Общение – это процесс взаимодействия двух и более индивидов, в процессе которого передается информация. Причем это необязательно должно происходить  при помощи речи. Два человека могут  не произнести ни слова, но, не смотря на это, общение состоится.

     Давайте посмотрим, что такое общение  в жизни человека, и какую роль оно выполняет. Начнем с того, что  общение относится к одной  из базовых потребностей человека. Без общения мы не можем провести и дня. Кроме того, оно определяет развитие многих других потребностей (познавательных, эстетических и т.д.), да и сам процесс удовлетворение большей части потребностей в  той или иной степени включают в себя общение.

     Выделяют  два вида общения: вербальное и невербальное. Вербальное осуществляется посредством слов, невербальное же предполагает обмен информацией при помощи невербальных средств: мимики, жестов, голосовых интонаций. Что любопытно, вербальное и невербальное общение совсем не обязательно должны совпадать. Они могут, как дополняться и взаимно усиливаться, так и полностью противоречить друг другу. Это связано с тем, что вербальная речь, ввиду своей искусственной природы, легко поддается контролю нашего сознания, в то время как невербальные проявления являются результатом работы подсознания, и контролировать их гораздо сложнее. Так психологи, наблюдая за поведением человека, могут с легкостью определить, когда он врет.

     Изначально  в общении человека существовало лишь непосредственное общение, когда  люди общались без помощи каких-либо вспомогательных средств. Однако с  развитием человеческой культуры и  появлением письменности на основе непосредственного  общения возникло опосредованное. В  наше время средств для такого общения великое множество: телефоны, рации, icq, форумы, чаты и т.д.

     Существует  культура общения, она нужна для  того, чтобы человек ставил ограничения  в манере общения в определенных ситуациях. Например, общение в деловой  обстановке с партнерами по работе, бизнесу должны отличаться от общения  со знакомыми, друзьями. В первом случае не стоит позволять себе фамильярности  и сквернословия. Общение с незнакомыми людьми также отличается от общения с родственниками. Общение состоит из следующих этапов: потребность в общении, цель, установление контакта, обмен информацией, анализ мнения собеседника и т.д. В процессе общения могут участвовать следующие элементы: сообщение, разговор, комплимент, мнение. И помните, талант, который подвластен любому человеку вот, что такое общение. 

  1. Невербальное  общение.

     Невербальное  общение - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.

     Распространенное  рабочее название - невербалика.

     60% в общении между людьми составляет  невербальная часть, то, что люди  передают друг другу телом,  через позу, жесты и выражение  лица. Еще 30% общения происходит  через интонации и звучание  голоса. Таким образом, 90% того, что  люди выражают друг другу, не  связано с речью. 

     Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно, именно поэтому те, кто знает язык невебалики (язык тела), могут по нему много прочитать. Словами мы управляем  легче, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому невербалика чаще говорит  о реальном состоянии человека и  его действительном отношении к  событию, ситуации или человеку.

     Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем  эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав  рукой, мы передаем свои чувства быстрее  и лучше, чем сделали бы это  при помощи слов. И как не стараются  отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и  жестами удается не всегда. Невербальное общение «выдает» порой собеседников, и ставить под сомнение, сказанное  ими, обнажает их истинное лицо.

     Мы  очень часто обращаемся к невербальному  способу передачи информации при  общении с друзьями, родственниками, деловыми партнерами и с теми, с  кем сталкивает лишь на мгновение  наша повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного  и действительного их использования.

     Большинство исследований разделяют мнение, что  словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для «обсуждения» межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений.  Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих других случаях  то, как мы говорим, важнее слов которые  мы произносим.

     В нашем внешнем поведении проявляется  то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, промыслы вашего партнера.

     Особенностью  языка телодвижений является то, что  если его проявление обусловлено  импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

     Это заставляет нас задуматься над значением  «невербалики» для психологии общения  и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и  мимики человека, а так же продолжают желание овладеть искусством толкования этого особого знания – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

     Одной из наиболее серьезных ошибок в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест, и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Для правильной интерпретации мы должны учитывать весть комплекс сопровождающих жестов.

     Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а  слово может иметь несколько  различных значений. Полностью понять значение этого слова можно только тогда, когда выставишь это слово  в предложении наряду с другими  словами. Жесты поступают в форме  «предложений» и точно говорят  о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти  невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

     Хотя  вербальная и невербальная формы  коммуникации наиболее эффективны, когда  дополняют друг друга, невербальные сигналы могут замещать вербальные или даже противоречить им. В целом, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, нужно  больше доверять невербальной коммуникации.

     Как считает Алан Пиз сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приёмов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом – самим человеком.

     Если  мы будем понимать механизм действия какого-то явления, то нам легче будет  управлять этим явлением. Отсутствие же знаний и понимания способствует появлению страха и предубеждения  против этого явления.

 

  1. Виды  невербального общения.

    В звуке голоса, в  глазах и во всем облике говорящего

    Заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.

    Франсуа де Ларошфуко

     Различаются два основных вида невербальных средств  передачи информации (или их еще  называют паралингвистические средства общения).

    Кинетические:
    • мимика
    • жесты
    • позы
    Фонациональные:
    • Тембр голоса
    • Темп и громкость речи
    • Устойчивые интонации
    • Особенности произнесения звуков
    • Заполнение пауз (э-э-э, м-м-м и т.д.)
    1. Кинетические виды
      1. Мимика

     Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры  лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме  лица можно судить о психических  свойствах того или иного человека).

     Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир  животных. У животных и человека немало общих мимических выражений  – мимика страха, испуга, тревожности  и т.п. Однако у человека имеются  специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и  др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые  в мире животных имели приспособительное  значение. Так, выражение ненависти  у человека приподниманием верхней  губы филогенетически связано с  устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

     Мимика  связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение  всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

      1. Сигналы глаз, взгляд или зрительный контакт.

     Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий  в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют  синхронизирующую функцию – ритмика  взглядов образует определенное русло  общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Информация о работе Невербальное общение