Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:09, реферат
Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ 4
1.1 Исследования непроизвольного запоминания А.А. Смирновым 4
1.2 Сравнительные исследования произвольного и непроизвольного запоминания 5
2.ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ 7
2.1 Намерения и актуальные цели действия 8
2.2 Причины забывания 9
3. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК 10
3.1 Эксперимент Зейгарник 11
3.1 Объяснение эффекта Зейгарник 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Было предложено
несколько возможных
В серии исследования Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше
Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:
1) прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
2) прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
3) с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
4) настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.
Исследования обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования: а) вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован (ego-involved) в выполнении определенного задания; б) эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана эксперимента игры; в) проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания [11].
В данной работе были рассмотрены основные свойства непроизвольной памяти и важные эффекты непроизвольного запоминания. Непроизвольная память – это память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части.
Запоминание без мнемической
Важный эффект непроизвольного
запоминания был выяснен
Таким образом, непроизвольная память – это память, при которой запоминание происходит независимо от нашей воли. Она имеет большое значение для жизни и деятельности человека.
Bd.13, Heft 2—3. Berlin, 1930.