Непроизвольная память

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:09, реферат

Описание работы

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ 4
1.1 Исследования непроизвольного запоминания А.А. Смирновым 4
1.2 Сравнительные исследования произвольного и непроизвольного запоминания 5
2.ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ 7
2.1 Намерения и актуальные цели действия 8
2.2 Причины забывания 9
3. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК 10
3.1 Эксперимент Зейгарник 11
3.1 Объяснение эффекта Зейгарник 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

непроизвольная память.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность—незавершенность. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (т. е., что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.

В серии исследования Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше

3.1 Объяснение эффекта Зейгарник

Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:

1) прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;

2) прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;

3) с точки  зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;

4) настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.

Исследования обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования: а) вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован (ego-involved) в выполнении определенного задания; б) эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана эксперимента игры; в) проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены  основные свойства непроизвольной памяти и важные эффекты непроизвольного запоминания. Непроизвольная память – это память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части.

Запоминание без мнемической направленности, без намерения запомнить называют непроизвольным. Оно обеспечивает сохранение большей части нашего опыта, однако стало изучаться позже произвольного  и долгое время считалось неточным, непрочным, запечатлевающим «случайные» факты, не вошедшие в поле внимания.

Важный эффект непроизвольного  запоминания был выяснен ученицей Курта Левина Зейгарник. В её исследованиях было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.

Таким образом, непроизвольная память – это память, при которой запоминание  происходит независимо от нашей воли. Она имеет большое значение для  жизни  и деятельности человека.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Birenbaum G. Das Vergessen eine Vorahme //Psychologische Forschung,

 

Bd.13, Heft 2—3. Berlin, 1930.

 

  1. Б.В. Зейгарник «Патопсихология», М.,2000 г
  2. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. – "Доклады АПН РСФСР", 1958
  3. Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-152, 164-169, 180-183
  4. Деятельностный подход к пониманию человека в отечественной философии // Мир психологии, 2006, №3
  5. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // ВФ, 2001, №2
  6. Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
  7. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 207-216.
  8. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти: учебное пособие 
    Издательcтво Московского университета, 1979 г.
  9. http://www.academic.ru
  10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/
  11. http://www.yugzone.ru/lib/memory/psymemory/B4141Part36-453.html
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 


Информация о работе Непроизвольная память