Непроизвольная память

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:09, реферат

Описание работы

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ 4
1.1 Исследования непроизвольного запоминания А.А. Смирновым 4
1.2 Сравнительные исследования произвольного и непроизвольного запоминания 5
2.ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ 7
2.1 Намерения и актуальные цели действия 8
2.2 Причины забывания 9
3. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК 10
3.1 Эксперимент Зейгарник 11
3.1 Объяснение эффекта Зейгарник 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

непроизвольная память.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

В непроизвольной памяти тем или  иным образом откладываются все  вещи, происходящие с человеком на протяжении всей его жизни. Именно поэтому, если применять специальные методики, как это делают следователи и сыщики, можно заставить человека вспомнить массу вещей, о которых, по его мнению, он ранее не имел абсолютно никакого представления. 
Существует масса подобных методик, самая простая из них - это воссоздать условия, приближенные к тем, в каких испытуемый находился во время события, которое важно восстановить в его памяти. Более сложные методики предполагают прямое воздействие на психику человека, введение его в транс или применение гипноза. Это уже недоступно обычным людям, и проводится только с помощью опытных специалистов, прекрасно знающих свое дело, и все риски, связанные с ним. 
Иногда так называемое «просветление» памяти наступает после сильного шока, но это получается, в большинстве случаев, непроизвольно, поэтому не стоит пытаться подвергать себя испытаниям, если вы забыли что-то и сосредоточены именно на этом. Психика человека очень тонкая вещь, и кто знает, что может произойти в результате неквалифицированного воздействия на нее. Именно поэтому надо быть очень осторожным и лишний раз не испытывать себя на прочность, ведь даже у самого психически здорового человека есть свой резерв прочности и он, как и все остальное может со временем истощиться.

1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Запоминание без  мнемической направленности, без  намерения запомнить называют непроизвольным. Оно обеспечивает сохранение большей  части нашего опыта, однако стало  изучаться позже произвольного  и долгое время считалось неточным, непрочным, запечатлевающим «случайные» факты, не вошедшие в поле внимания. Действительно, есть немало данных, которые, на первый взгляд, подтверждают такое мнение. Например, при инсценировке драки было получено лишь 47% правильных ответов от наблюдавших ее детей. Или человек, повторявший каждый день вслед за женой молитву и произнесший ее около 5000 раз, не смог прочитать ее наизусть, когда его попросили это сделать, но выучил текст молитвы после этого за несколько повторений. Хорошо известны также неполнота, неточность и противоречивость свидетельских показаний, что впервые было описано и проанализировано В. Штерном еще в начале XX в. Однако проведенные позже исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, что проблема эффективности или неэффективности непроизвольного запоминания намного сложнее.

1.1 Исследования непроизвольного запоминания  А.А. Смирновым

Смирнов неожиданно для испытуемых просил их вспомнить  все, что они запомнили по дороге из дома на работу, или же (во второй серии опытов) предлагал им рассказать, что происходило в течение научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Был сделан вывод о зависимости непроизвольного запоминания от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов, определяющих эту деятельность. Испытуемые чаще всего вспоминали то, что делали (а не о чем думали), что способствовало или препятствовало достижению цели, а также нечто странное, необычное. Запоминались и те положения из выступлений, которые были тесно связаны с кругом знаний и интересов испытуемых. Зинченко при изучении непроизвольного запоминания предлагал испытуемым выполнять задания, требующие разной интеллектуальной активности. Он установил, что эффективность запоминания зависит от того, является ли запоминаемое целью деятельности или лишь средством ее выполнения. Другой фактор — это степень, уровень интеллектуальной активности. Высокая интеллектуальная активность необходима для того, чтобы компенсировать отсутствие мнемической направленности. Именно поэтому, например, непроизвольно лучше запоминались числа из задач, которые придумывал сам испытуемый, а не те, которые были в задачах, предлагаемых для решения в готовом виде.

1.2 Сравнительные исследования произвольного  и непроизвольного запоминания

Сравнительные исследования эффективности произвольного и непроизвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого, даже без мнемической задачи материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. В то же время там, где непроизвольное запоминание более продуктивно, чем произвольное, это преимущество у детей с возрастом ослабляется, так как более высокое умственное развитие обусловливает меньшую интеллектуальную активность при выполнении предлагаемых заданий.

Непроизвольное запоминание  зависит от отношения деятельности к намерениям и потребностям. Эффект Б.В. Зейгарник заключается в том, что испытуемые, которым предлагают ряд заданий, при неожиданной просьбе вспомнить эти задания называют больше прерванных, незавершенных видов деятельности. Эффект объясняют отсутствием разрядки напряжения, которое создается «квазипотребностью» выполнить деятельность. Он зависит, однако, от многих факторов, и, в частности, , при высокой мотивации, когда на первый план выходят мотивы, связанные с защитой Я, зависимость меняется на обратную: воспоминания о «неприятных» задачах, о неудачах подавляются. Сложным является вопрос о влиянии эмоций на эффективность непроизвольного запоминания. По Фрейду, то, что имеет яркую негативную окраску, вытесняется в бессознательное. Другие авторы (например, Блонский) получали в экспериментах иные данные, отмечая, что навряд ли забывание неприятного полезно для жизни. Ясно лишь, что обычно эмоциональная окраска улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтрального материала. С.Л. Рубинштейн считает невозможным однозначный ответ на вопрос о том, приятное или неприятное запоминается лучше. К сожалению, механизмы влияния эмоций на запоминание до сих пор изучены плохо.

В современной  когнитивной психологии к обсуждаемому вопросу самое прямое отношение имеет модель «уровня обработки», предложенная Ф. Крейком и Р. Локхартом. Согласно этой модели, память является побочным продуктом обработки информации, а сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Поверхностный, сенсорный анализ менее эффективен для запоминания, чем, например, семантический. Эта модель, по сути сходная с более ранними взглядами Смирнова и Зинченко, подвергается критике, однако она хорошо объясняет многие факты (например, запоминание текста роли актером при работе над ней или запоминание следователем тех трудных дел, которые он вел). Показано также, что студенты, склонные к глубокой обработке учебного материала, лучше запоминают его (Р. Шмек). Полезна и «личностная разработка» материала, например, поиск событий из личного опыта, соответствующих изучаемым закономерностям, или попытки использовать эти закономерности на практике [8, с.207-216].

2.ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ

Цель данного исследования — выяснить некоторые вопросы о сущности и основных свойствах намерений. Из повседневной жизни мы знаем, что намерения могут как выполняться, так и забываться. Иногда они выполняются даже тогда, когда к моменту исполнения стали бессмысленными вследствие изменения ситуации. В этом случае действие совершается исключительно потому, что его намеревались совершить.

Выполнение намерения зависит  от многих факторов. Во-первых, не все люди одинаковы. Бывают люди особенно пунктуальные в выполнении своих намерений и лица непоследовательные в этом отношении.

Во-вторых, выполнение намерения зависит  от его содержания. Намерения бывают более или менее важного содержания. Например, намерение бросить письмо в почтовый ящик может иметь различный вес в зависимости от важности письма. Деловые переговоры по телефону или деловой звонок по телефону, в общем, гораздо важнее, чем визит вежливости старой родственнице.

Намерения бывают приятные, неприятные или нейтральные, и это обстоятельство играет большую роль при забывании или запоминании намерения, что особенно подчеркивал Фрейд ("Психопатология обыденной жизни", Вена, 1919).

Далее, большое значение имеет, с  какой именно частью общей жизни человека связано намерение. Бывают люди, которые добросовестно выполняют все намерения, связанные с их работой, и забывчивы в повседневной жизни.

Эта связь специальных  намерений с общей деятельностью  и целями человека составляет важную проблему, которую мы обозначаем как вопрос о включении намерений в более широкие целостности или внутри-психологические области и которую мы ставим во главу угла нашего исследования.

2.1 Намерения и актуальные цели действия

Прежде чем перейти  собственно к опытам, мы хотим обсудить некоторые вопросы с целью  предварительного ограничения нашей  проблемы. Каждое намерение связано с будущим, это означает, что речь идет о собственно намерении только тогда, когда что-то намечается сделать позднее. На основе намерения возникает потребностное напряжение, приводящее к его осуществлению. Между актом принятия намерения и выполнением намерения существует временный интервал, в течении которого напряженная система существует, но временно не проявляет себя.

Обозначить все планы  и цели как намерения значило  бы необоснованно расширить применение этого термина. Мы будем говорить о намерении только тогда, когда возникающая напряженная система вначале относительно отделена от моторики.

Испытуемым дается инструкция выполнить ряд заданий и решение  зафиксировать письменно. Перед испытуемым лежат маленькие листочки бумаги одинакового цвета и величины. Каждое задание должно быть выполнено на новом листе. После того как даны общие инструкции о решении заданий, еще перед постановкой отдельных задач экспериментатор предлагает испытуемому в конце каждого задания подписать лист своим именем. Это и есть намерение, забывание или запоминание которого будет особо исследоваться. Испытуемый же думает, что подпись нужна для сортировки листов.

Мы начинаем с серии, в которой рассматриваемое намерение не забывалось никогда (или почти никогда), и сравниваем ее с серией II, где была введена пауза.

В ходе опыта испытуемому  предъявлялся ряд однородных заданий  со спичками или городами, которые  он воспринимал как основное задание.

Параллельно с серией I проводилась серия II. Серия II отличалась от I тем, что после пятого задания вводилась 5—10-минутная пауза. После паузы испытуемый опять возвращался к заданиям со спичками.

Результаты показали, что в серии I и первой части  серии II, без введения паузы, намерение — подпись выполняется хорошо. Перед паузой для испытуемого во время заданий неизменно существует ситуация "испытуемого, решающего задания опыта". С паузой же меняется вся ситуация в целом. Испытуемый с удовольствием занимается развлекательным заданием, часто сам показывает экспериментатору задания, которые тот не знает. Испытуемый вдруг начинает вести себя совершенно свободно. Он уже не видит в собеседнике экспериментатора, который хочет проверить его, а скорее знакомого, с которым он оживленно беседует. После этой "маленькой передышки" снова возвращаются к собственному опыту. Испытуемый снова выполняется задания прежнего вида, но забывает подпись. Это кажется странным. Еще более удивительно то, что, начиная со следующего задания, намерение опять выполняется регулярно.

2.2 Причины забывания

В качестве возможных  причин забывания следует рассмотреть  следующее:

1. Можно было бы  предположить, что забывание намерения  вызывается увеличением промежуточного  времени посредством перерыва.

Если бы забывание было простой функций временной отставленности от выполнения, то именно во втором и последующих заданиях после паузы подпись должна была бы быть по-настоящему окончательно забыта. Этого, однако, не происходит.

Далее, необходимо упомянуть  следующее. Спустя одну или несколько недель мы иногда проводили с испытуемым два опыта. Временной интервал был гораздо больше того, который получался при заполненной паузе. Несмотря на то что были предъявлены другие основные задания, испытуемые часто сами, без инструкции экспериментатора, начинали с подписи.

Эти факты показывают, что временной интервал не был  действительной причиной забывания  намерения после перерыва 5—10 минут.

2. Тот факт, что частота  забывания от первого к последующим  заданиям после паузы сильно уменьшается, убедительно выявляет очень общий и очень важный для проблемы забывания намерений факт, а именно: речь идет не о забывании, связанном с памятью. И там, где забывается намерение, дело не в забывании как "выпадении" из памяти. Дело не в том, что испытуемый не в состоянии вспомнить инструкцию, воспроизвести содержание инструкции.

В нашем случае встает вопрос не о способностях памяти, а  о том, являются ли соответствующие  намерению цели руководящими для  действий в определенной ситуации или  нет. По всей вероятности, обсуждению подлежат не проблемы памяти в узком смысле, а существование и взаимоотношение квазипотребностей, а также факторы, от которых зависит, будет ли квазипотребность в определенной ситуации определять возникновение действий или нет [12].

3. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК

В исследованиях  Б. В. Зейгарник было установлено, что  испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они  запоминали завершенные задания. Накопившиеся обыденные наблюдения послужили толчком к серии экспериментов Зейгарник.

3.1 Эксперимент Зейгарник

Половину видов  деятельности, выполняемой испытуемыми  в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась  экспериментатором на том или ином ее этапе. После окончания эксперимента сеанса все задания — как завершенные, так и незавершенные, — убирались экспериментатором, чтобы испытуемые не могли их видеть, и испытуемых просили кратко записать то, чем они занимались. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследования Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.

Информация о работе Непроизвольная память