Неосознаваемые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:43, реферат

Описание работы

Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием.
Сознанию можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому – внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы.
Целью данной работы является изучить проблемы неосознаваемых процессов психики человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Неосознаваемые процессы……………………………………………….5
1.1. Проблема бессознательного……………………………………………9
1.2. Проблема неосознаваемых механизмов……………………………..26
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

    Хорошо  известно, что мотив может быть неосознанным, также неосознанным может быть психическое отражение самого потребностного состояния. Основным признаком действия является наличие сознательного предвосхищения будущих результатов, т.е. цели. Однако кроме такого осознанного предвосхищения можно выделить и неосознанные предвосхищения, к их числу относятся некоторые виды установок. Таким образом, наряду с осознанными и неосознанными мотивами следует выделять осознанные и неосознанные предвосхищения будущих результатов, т.е. цели и установки.

    Операции  в человеческой деятельности также  имеют двоякую природу: одни являются продуктом трансформации сознательных действий и, в случае затруднений, могут  вновь возвращаться в сознание, другие формируются по типу "прилаживания" к ситуации и вообще никогда не попадают в сознание, они функционируют как неосознаваемые автоматизмы.

    Существование качественно разнородных феноменов  бессознательного исключают возможность  распространения выводов, полученных при исследовании одного из феноменов  бессознательного на всю область бессознательного.

    Осознанные  и неосознанные психические явления  образуют две формы отражения  внешнего мира и соответственно две  формы управления, психического регулирования  деятельности (осознанная и неосознанная регуляция).

    При исследовании частных форм психического отражения реальности мы сталкиваемся с необходимостью дифференциации ощущений, в которых человек отдает себе отчет, и ощущений, в которых он не отдает себе отчета.

    Аналогичную дифференциацию можно провести и  применительно к восприятию достаточно сложных объектов.

    В области психологии научного творчества давно были описаны факты, показывающие, что многие феномены творческой деятельности не носят осознанного характера.

    При исследовании эмоциональных процессов  выделяются феномены, когда человек может констатировать самый факт появления эмоционального переживания, но не может указать объект, вызывающий эти переживания, и случаи, когда даже самый факт переживания остается скрытых от субъекта (аффективные следы, или "комплексы") и выделяются лишь в условиях специально организованного эксперимента (например, ассоциативного).

    При анализе общения, которое сегодня "модно" противопоставлять деятельности, также возникает необходимость  изучения неосознаваемых психических явлений. Достаточно вспомнить классические исследования достоверности свидетельских показаний, в речевой коммуникации всегда присутствуют неосознанные компоненты. Собственно психологическое изучение личности в системе общественных отношений не может, естественно, игнорировать тот факт, что объективно складывающиеся общественные отношения между людьми не обязательно отражаются ими на уровне сознания. Этот факт был выявлен К. Марксом при анализе товарного фетишизма, при анализе личностей как персонифицированных выражений социально значимых черт. Сущность человека, понимаемая как совокупность общественных отношений, от него самого может быть скрыта. Если мы используем широкое определение личности, данное в свое время С.Л. Рубинштейном, то в содержание понятия "внутренние условия" мы должны включить и неосознаваемые психические явления.

    Применительно к категории "отношение" нужно  дифференцировать "отношение" и "сознательное отношение". "Человек есть личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему".

    Очевидно, что важно учитывать различия между сознательно определенными  отношениями и отношениями, которые  сознательно ещё не определены.

    Таким образом, система знаний о личности не может развиваться без интенсивного изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего определяется значение их исследований.

    В литературе мы находим следующие  два принципиально различных  толкования термина "бессознательное". Принадлежат они Г. Рорахеру, известному австрийскому философу и психологу, и Л.С. Выготскому.

    Г. Рорахер: "Не существует неосознаваемой психической деятельности как промежуточного звена между мозговыми процессами и активностью сознания.

    Существуют  только разные степени ясности сознания. В мозгу непрерывно разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совершенно не замечаем. Эти процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не неосознаваемые психические процессы (неосознаваемые мысли, стремления и т.п.), а неосознаваемые процессы нервного возбуждения, т.е. органические электрохимические проявления.

    Необходимо  ясно понимать это развитие, чтобы  избежать недоразумений".  
Наша позиция скорее отвечает тому пониманию места и роли бессознательного, какое предполагает Л.С. Выготский: "Бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании и наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу.

    Существует  постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания.

    Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении и по этим следам и проявлениям мы учимся распознавать бессознательное и изучать его.

    Одним из больших вопросов, история которых  особенно тесно связана с борьбой мнений, является вопрос о бессознательном. Это одно из самых старых понятий.

    Имеется огромный пласт экспериментального материала, накопленного человечеством  в течение тысячелетий и имеющего непосредственное отношение к рассмотрению проблемы бессознательного. Это результат разработанных в философско-религиозных учениях способов проникновения в глубины бессознательного, взаимодействия с ним. Этот "эксперимент" не только проводился, но и своеобразно обобщался веками. Одним из проявлений этого обобщения является буддийская психология.  
Примечательно, что буддийская психология во многом опирается на наблюдения и эксперимент. С современными описательными науками ее сближает, с одной стороны, тщательно разработанная система классификации сознания, и в частности тех, которые возникают при медитациях, и хорошо развитая терминология.

    Но  с другой стороны, это направление  мысли возникло в иной парадигме - резко отличной от парадигмы современной  науки и именно в этом смысле оно  не может быть названо научным.

    Общая идея о бессознательном встречается  еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательном  трактовалось как высший уровень  познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной.

    Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету.

    Проблема  бессознательного нашла отражение  в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе.

    Августин  анализировал бессознательное в "Исповеди", где он сравнивает сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное.

    Иное  освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психологические процессы.

    Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя.

    В истории философской и психологической  мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления - малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.

    Бессознательными  бывают врожденные идеи, приобретенные  и вытесненные из сознания идеи, так называемые малые переживания, которые не осознаются из-за своей незначительности. Он пытался "восполнить пробел, когда сознание не подтверждает факта существования психики в субъекте".

    "Достойно  внимания то обстоятельство, что  психика, перешедшая в бессознательное, для Лейбница не является чем-то "глубинным", как позже у Фрейда, а просто продолжает свое существование в виде ослабленного сознательного или малого восприятия". И еще более решительно: "Лейбниц, несомненно, правильно указал, что сознание и психика не идентичны и для восполнения пробела между ними он ввел понятие "малое восприятие".

    Если  мы вспомним теперь тезис о существовании "разных степеней ясности сознания", которую допускает и Г.Рорахер, то станет ясно, что перед нами стойкая, уже многовековая традиция в отношении  к проблеме бессознательного, отвергающая  его существование как определенной психической реалии и соглашающаяся на его "допуск" в психологию разве только в качестве некоего ущербного, редуцированного "малого" сознания.

    Кант  связывал понятия бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное - это темные представления в человеке, число которых безгранично. Решительный шаг был сделан К.Юнгом, развившим представление о коллективном бессознательном, хотя концепция К.Юнга оказалась вне столбовой дороги современной науки.

    В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма, такие  как Шопенгауер, Ницше, Э.Гартман  выдвинули свою концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание.

    Так, например, Гартман утверждал, что "жизнь  мира - не разумный, но целенаправленный процесс, в котором сознание - лишь орудие слепой мировой воли как движущей силы развития.

    Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт, У.Джемс и другие, положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Так, например, В.Вундт  пытался установить связь законов  логического развития мысли в  бессознательными явлениями. Он утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознаваемого мышления. Проводил различие между фокусом сознания, где объект ясно осознается и остальным полем сознания, где он или осознается неясно, или совсем не осознается. Границы между этими пунктами относительны и подвижны  
И.М.Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное.

    И.П.Павлов отмечал, что "мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая  жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного. Явления бессознательного Павлов связывал с работой тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью. Бессознательному пристальное внимание уделял К.С.Станиславский, считая, что оно играет существенную роль в процессе творчества.

    В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом  школой Д.К.Узнадзе в Грузии.

    На  необходимости исследования сферы  бессознательного, его места и  роли в поведении человека, пожалуй, больше всех настаивал австрийский психиатр З.Фрейд.

    Интерес к работам Фрейда, дискуссии вокруг его идей то утихают, то разгораются с новой силой.

    1) Одни отвергают систему его  взглядов, считают, что она не  отличается логической стройностью и научной доказательностью.

    2) Другие, напротив, пытаются представить его одним из властителей дум современной эпохи. Таковы крайности.

    В отличие от указанных крайностей, например И.П.Павлов по иному подошел  к учению Фрейда, он писал: "Когда  я думаю сейчас о Фрейде и о  себе, мне представляется две партии горнорабочих, начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы - человеческой психики.

    Разница состоит, однако, в том, что Фрейд  взял немного вниз и зарылся в  дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света.

    Теоретическими источниками Фрейдовской концепции бессознательного являются существовавшие в XIX в. учения о психике, о гипнотическом внушении, о символике сновидений, о мифологии, о врожденном психическом наследии, о сексологии, о философии и психологии бессознательного и др.

    Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа. Он основан на наблюдении и самонаблюдении, на изучении подсознательных состояний  психики путем расшифровки того, как они проявляются: в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках и описках, зарисовках, симптоматических действиях, невротических симптомах и т.п.

    Фрейд создал свою схему структуры психики. Он разделил ее на 3 основных пласта:

    1) Самый нижний пласт и самый  мощный так называемое "Оно"  находится за пределами сознания: там хранятся прошлый опыт, разного рода биологические импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции.

Информация о работе Неосознаваемые процессы