Неосознаваемые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:43, реферат

Описание работы

Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием.
Сознанию можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому – внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы.
Целью данной работы является изучить проблемы неосознаваемых процессов психики человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Неосознаваемые процессы……………………………………………….5
1.1. Проблема бессознательного……………………………………………9
1.2. Проблема неосознаваемых механизмов……………………………..26
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать)
 

   Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………3

1. Неосознаваемые процессы……………………………………………….5

1.1. Проблема бессознательного……………………………………………9

1.2. Проблема неосознаваемых механизмов……………………………..26

Заключение…………………………………………………………………..27

Список  литературы…………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Неосознаваемые  психические процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала 20 века. Уже первые результаты этого  изучения фактически нанесли смертельный  удар по психологии сознания, вполне соизмеримой с тем, который она получила со стороны бихевиоризма. Рассмотрение неосознаваемых процессов весьма важно для полного анализа явления психики, для поиска и уточнения предмета психологии.

   Однако  поскольку к «неосознаваемому психическому» обращались в разное время очень разные учёные, изложить эту тему, прослеживая развитие какого-то одного направления или одной теории, невозможно.

   В настоящее время все больше авторов  приходят к выводу о том, что, наряду с социальной и биологической  детерминантами поведения человека, не менее важную роль играет психическая детерминанта, наименее изученным аспектом которой в отечественной психологии являются неосознаваемые психические процессы. В частности, к ним относятся явления неосознаваемой установки и система психологической защиты в виде функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии и пр.

   В настоящей работе рассматриваются  такие аспекты изучаемого нами вопроса, как неосознаваемые механизмы сознательных действий, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий, некоторые вопросы психодинамической концепции.

   Наряду  с сознательными формами отражения  и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины "бессознательное", "подсознательное", "неосознанное" часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.

   Понятие психического значительно шире понятия  сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступени  ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины  понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием.

   Сознанию  можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому –  внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические  процессы.

   Целью данной работы является изучить проблемы неосознаваемых процессов психики человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Неосознаваемые процессы

    Человек, наделенный сознанием, в состоянии  совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять  определенную работу, он осознает и  контролирует свое поведение или состояние. Однако для человека характерно наличие двух больших групп психических процессов, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых «отражается в сознании человека». Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному. Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий;
  • неосознаваемые побудители сознательных действий;
  • надсознательные процессы.

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий входят три подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы;
  • явления неосознаваемой установки;
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

      Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние — состояние «свободной головы» — и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, а затем сформировались в сфере неосознанного. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями.  
В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

    Вторая  группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т.е. осуществлялись при участии сознания, но затем, в результате многократного повторения и совершенствования, их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

    Например, обучение игре на музыкальных инструментах. (Этот пример приводят многие исследователи  проблемы неосознаваемых процессов.) Все начинается с простого — с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев, и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

    Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля, человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Дело в том, что поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действий, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

    Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся  в фокусе нашего сознания, постоянно  меняются. При достижении уровня навыков отдельные, выполняемые человеком, действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.

    Рассматривая  проблему автоматизмов, мы должны поставить  перед собой вопрос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и со многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки.

    Теперь  мы перейдем ко второму подклассу  неосознаваемых механизмов сознательных действий — явлениям неосознаваемой установки. Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни человека. В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Проблема бессознательного

1.2. Проблема неосознаваемых механизмов

    Наряду  с сознательными формами отражения  и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как  бы за порогом сознания, не достигают  надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины "бессознательное", "подсознательное", "неосознанное" часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.  
Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием.

    Сознание  отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют также неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представлен понятием бессознательного.

    Психическая деятельность может находиться в  фокусе сознания, иногда не достигает  уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное).

    Совокупность  психических явлений, состояний  и действий, не представленных в  сознании человека, лежащих вне сферы  его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

    Зона  максимально ясного сознания в психической  деятельности сравнительно невелика. За ней идет полоса просто явного сознания, а потом - минимального сознания, за которой следует уже неосознанное. Последнее выступает то, как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление и мышление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости.

    К бессознательным явлениях относят  и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением", новой идеей, рождающейся как  бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым и прочее).

    Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физической точки зрения бессознательные процессы выполняют  своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

    Для более четкого выявления места  проблемы бессознательного в структуре  знания важно соотнести феномены бессознательного с такими реальностями, которые обозначаются категориями "деятельность", "отражение", "общение", "личность", "отношение".

    Абстрактная схема строения деятельности, согласно которой выделяют собственно деятельность, действия и реализующие их операции, может служить одним из оснований  классификации феноменов неосознаваемой психической жизни человека, выделяющей место неосознаваемых психических явлений в структуре деятельности.

    Конституирующим признаком деятельности является мотив, т.е. некоторый объект, в котором опредмечивается потребность.

Информация о работе Неосознаваемые процессы