Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 07:22, контрольная работа
Сравнительно молодая наука психология изначально шла по пути классической модели развития научных знаний, формируясь по мере развития естественных наук. Однако по мере развития стала назревать острая потребность в ином подходе для дальнейшего развития психологического знания. И такой подход, принесший в психологию революционный прорыв, был найден и оформился как неклассическая психология.
Введение
3
История неклассической психологии
4
Характеристики неклассической психологии
8
Заключение
17
Список использованной литературы
18
Содержание
Введение |
3 |
История неклассической психологии |
4 |
Характеристики неклассической психологии |
8 |
Заключение |
17 |
Список использованной литературы |
18 |
Введение
Сравнительно молодая наука психология изначально шла по пути классической модели развития научных знаний, формируясь по мере развития естественных наук. Однако по мере развития стала назревать острая потребность в ином подходе для дальнейшего развития психологического знания. И такой подход, принесший в психологию революционный прорыв, был найден и оформился как неклассическая психология.
Неклассическая психология в широком смысле слова — это все способы построения психологического знания и психологической практики, отличающиеся от классического. Под классической психологией мы будем при этом понимать психологию, строящуюся по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования. К характерным образцам классической психологии можно отнести бихевиоризм, особенно классический, и дифференциальную психологию, а также (в более современной модификации) когнитивную психологию.
Соответственно, к неклассическим будут относиться все подходы, пытающиеся в той или иной степени отойти от этой парадигмы или полностью ее заменить, противопоставить естественнонаучной методологии гуманитарную. Гуманитарная, или неклассическая психология рассматривает личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект, как произведение. Вторая особенность — рассмотрение личности как творца этого произведения, активного субъекта, не столько формируемого извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого. Только гуманитарный подход в состоянии понять субъектность человека (agency) — его способность быть не просто побуждаемым изнутри и извне, а источником и причиной своих действий.
История неклассической психологии
Концом 1920‑х-началом 1930‑х годов можно датировать несколько сделанных в разных местах разными учеными очень важных прорывов, которые привели к существенному изменению общего образа человека. Этот прорыв, который можно назвать гуманитарным, или неклассическим прорывом, обеспечили в первую очередь пять ученых — Курт Левин, Лев Выготский, Михаил Бахтин, Альфред Адлер и Людвиг Бинсвангер.
Курт Левин выдвинул идею галилеевского способа мышления как антитезу аристотелевскому способу мышления. Свойства, которые проявляют объекты, как показал Галилей по отношению к физическим объектам и физическим свойствам, не принадлежат природе самих этих объектов. Они обнаруживаются только при взаимодействии этого объекта с другими объектами, тела — с другими телами. Так, например, вес не есть свойство самого тела, а есть характеристика взаимодействия этого тела с гравитационным полем Земли. Если убрать это взаимодействие, то тело потеряет вес. Аналогичным образом, как показал Левин, психологические свойства мы также должны рассматривать не как внутренние атрибуты самих людей, черты диспозиции, а как что-то, что проявляется в некотором поле взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми.
Л.С.Выготский заложил основы неклассического подхода в узком смысле слова. Неклассическая психология в узком смысле слова — это методологическая позиция, эксплицированная Д.Б.Элькониным, который выводит ее из общего замысла подхода Л.С.Выготского, особенно в его поздних работах. Суть его заключается в том, что психические содержания и процессы существуют не только в интраиндивидной форме, будучи привязаны к активности нервной системы индивида. Они существуют также в объективированной, опредмеченной форме в культурных артефактах и могут передаваться (транслироваться) от индивида к индивиду. По мере нашего развития мы усваиваем эти содержания из окружающего культурного мира через взаимодействие с этим миром, опосредованное взаимодействием со взрослыми. Неклассическая психология — это наука «о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека». Можно говорить о процессе циркуляции психологических содержаний из индивидуально-психологической в предметно-объективированную форму и обратно, осуществляемом посредством механизмов опредмечивания и распредмечивания.
Основываясь на работах Выготского, источник новой методологии для неклассической психологии в противовес картезианскому мышлению, было принято видеть в философии Бенедикта Спинозы. Философия Р. Декарта заложила основы особого мировосприятия, названного в последствии картезианским. Именно на нём строится образ мысли, названный М.К.Мамардашвили «классическим идеалом рациональности». Основу метафизики Декарта составлял дуализм, проявлявшийся сразу на многих уровнях: « онтологический » дуализм (дуализм субстанций), дуализм внешнего и внутреннего; « психологический » дуализм (выделение активных и пассивных состояний души). Идея воздействия тела на душу привела к развитию механицизма в картине мира Нового времени и попыткам в естественнонаучных вариантах психологии экстраполяции физической причинности на мир психического, например, в классическом ассоцианизме. Важным в учении Декарта также являются сформулированные требования к методу познания. В них Декартом закладываются такие основы научного знания как объективность и аналитичность . Подчёркивается роль опыта и эксперимента в любом знании. Первое правило Декарта – сомнение. Есть лишь одно, в чём нельзя усомниться, – существование мыслящего Я. Я мыслящее, вечное, неделимое и не обладающее пространственной протяженностью, противопоставляется миру вещей, всегда занимающих определённое место в пространстве, преходящих и делимых. Так задаётся субъект-объектная парадигма европейской науки, в которой субъект изучает извне, противопоставленный ему объект, «читает книгу природы».
Декартовскому дуализму Спиноза попытался противопоставить монизм . Прежде всего, Спиноза уходит от дуализма онтологического. Его «природа» - это единая субстанция, причина самой себя, сама сущность которой заключается в существовании. Но ему не удалось преодолеть дуализм «психологический». Напротив, он привносит новую оппозицию психологии – аффект-интеллект. В целом, Спинозе не удаётся выйти за рамки картины мира Нового времени. Он следует тем же идеалам, что и Декарт. Так, например, свой метод он основывает на математических принципах доказательного геометрического знания. Из-за сочетания синтетичности мышления и принятия гносеологических установок эпохи его философия может показаться эклектичной.
М.М.Бахтин в своих новаторских работах показал принципиальную разомкнутость сознания человека и смысловое взаимодействие сознаний. Он показал, что в таком процессе как диалог, который выходит за рамки классической парадигмы в человекознании, происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, то есть в диалогическом общении сознание разных людей оказывается разомкнутым по отношению друг к другу.
Альфред Адлер произвел революцию в психологии тем, что ушел от естественнонаучного детерминизма применительно к поведению человека. Человек не детерминирован причинами, которые толкают его к определенным действиям. Наоборот, причиной действия выступает цель. Мы должны по отношению к человеку задавать не вопрос «почему?», который задавал Фрейд, а вопрос «зачем?», и только через указание на цели, которые человек себе ставит, мы можем понять действие человека.
И, наконец, Людвиг Бинсвангер — основоположник экзистенциальной психологии и психиатрии — ввел в обиход такое понятие как жизненный мир: чтобы понять человека, бесполезно его обмерять, изучать, тестировать, надо проникнуть в его жизненный мир, который включает в себя внешний мир (то, что окружает человека), внутренний мир и совместный мир, в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми.
Характеристики неклассической психологии
Рассмотрение культурно-
Есть основания говорить, что существенной особенностью единицы исследования в неклассической психологии является двусубъектность исследователя, работающего в этой парадигме. Аналогично тому, что, как в игре ребенок, по словам Л.С. Выготского, плачет как пациент и одновременно радуется как играющий, психолог, работающий в рамках неклассической психологии находится внутри решаемой им психологической проблемы и одновременно вне ее. Двусубъектность позиции исследователя можно легко увидеть на примере рассмотрения основного метода культурно-исторической психологии. Речь идет об экспериментально-генетическом методе или, как его нередко называют, проектирующем методе психологии.
По мнению Л.С. Выготского, экспериментально-генетический метод позволяет моделировать процессы психического развития человека. При этом необходимо учитывать два фактора. Первый из них связан с отношениями между психологом и тем или теми, развитие кого он моделирует. Учитывая двусубъектную позицию психолога, он одновременно и отождествляется с тем, чье развитие моделирует, и в чем-то противостоит ему. Такая позиция предполагает, что в процессе проектирования меняется не только тот, чье развитие конструируют, моделируют, корректируют и т.п. но и тот, кто собственно и осуществляет этот процесс. Иными словами проектирующий метод позволяет развиваться (меняться, корректироваться, реабилитироваться и т.п.) не только человеку, по отношению к которому этот метод реализуется, но и в качестве обязательного условия обеспечивает изменение того, кто этот метод использует и применяет.
Второй фактор касается понимания логики психического развития, представленной в культурно-исторической концепции. По мнению Л.С. Выготского, психическое развитие человека связано с овладением им собственной психикой. Культурные функции по сравнению с натуральными являются осознанными, опосредствованными и произвольными. В этом контексте проектирующий метод направлен не на то, чтобы объем памяти стал больше или увеличилась скорость чтения, а, в первую очередь, на то, чтобы субъект приобрел средства управления как разными видами деятельности, так и своими психическими функциями и процессами.
Это означает, что главным
результатом использования
Если все сказанное о проектирующем методе, применить к психотерапии, то можно сделать ряд заключений.
Во-первых, проектирующий
метод по своей сути не только не
противоречит целям и задачам
психотерапии, но во многом может выступать
моделью использования
Во-вторых, двусубъектность позиции психотерапевта не только сделает его работу более эффективной, но будет служить защитным механизмом, предупреждающим эмоционального выгорание и личностные искажения в связи с его профессиональной позицией. Помимо этого, использование проектирующего метода в психотерапии позволит тем, кто занимается психологическим врачеванием, развивать разного рода личностные качества, что скажется и на развитии их личности и росте профессиональной компетенции.
В-третьих, благодаря использованию
проектирующего метода люди, имеющие
разного рода проблемы, в ходе реабилитации,
будут менее зависимы от влияния
различных ситуативных
Несколько направлений неклассической трансформации психологии:
Этот перечень построен не по концептуальным основаниям, а отражает фактические тенденции развития психологической науки в ХХ веке, поэтому его нельзя считать исчерпывающим.