Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:20, контрольная работа
В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни.
Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.
Введение. 3
Психические явления. 5
Сравнение житейской и научной психологии. 12
Формы сотрудничества научной и житейской психологии. 16
Заключение. 20
Список литературы. 21
Связь
научной психологии с практикой
характеризуется точностью
Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:
по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;
по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);
по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).
В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических предложений, нейропсихологии – прежде всего, проблема реабилитации больных с мозговыми поражениями в той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.
Понятно, что психолог-практик – это не просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и не решаемые. Относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной.
Формы
взаимосвязи научной и
Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недугов, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке.
Нередко
различные терапевтические
Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный “комплекс”, “архетип”, “внутренняя цензура” и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы (“стресс”), защитных механизмов личности (“компенсация”, “замещение”, “рационализация”, “вытеснение”). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержание, не всегда относящееся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств. Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становиться психологом житейским. Подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучение правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.
Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода “учебники” житейской психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.
Таким образом, положение психической науки определяется ее двумя разнонаправленными тенденциями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели принципиально недостижимы, но каждая из них порождает конкретные задачи.
С
одной стороны, по сравнению с
житейской психологией научная
представляет собой специальную
дисциплину, обладающую понятийным и
методическим аппаратом для изучения
психической жизни человека, законов
ее организации и развития. Точность
и регулярность фиксации получаемого
опыта, возможность строгой проверки
и направленного
С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения, – его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способа преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно вслед за С.Л. Рубинштейном представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные методы ее законов, воспитания и развития личности.
Научная
психология в целом – это попытка осознать,
регулярно осмыслить, воспроизвести и
усовершенствовать существующий и постоянно
развивающийся опыт психической жизни
современного человека.
Таким образом, условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от “психолога-любителя”:
1.
Наличие теоретической базы у
специалиста, где главное - это
систематизированные,
2.
Без метода научного познания
психолог, даже обладающий многообразным
систематизированным знанием,
Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений