Научное и житейское понимание психических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни.
Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

Содержание

Введение. 3
Психические явления. 5
Сравнение житейской и научной психологии. 12
Формы сотрудничества научной и житейской психологии. 16
Заключение. 20
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

контрольния по психологии .docx

— 45.77 Кб (Скачать)

     Связь научной психологии с практикой  характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими вне психологических областей, а  их устранение выходило за пределы  компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли  могли появиться независимо (в  том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

     Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

     по  сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;

     по  тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и  вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного  возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

     по  конкретным научным проблемам: связь  нарушений психики с мозговыми  поражениями (нейропсихология), психических  и физиологических процессов (психофизиология).

     В реальной работе психолога научные  отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и  социальной. Психологическая сторона  школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических предложений, нейропсихологии – прежде всего, проблема реабилитации больных с мозговыми поражениями в той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.

     Понятно, что психолог-практик – это не просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и не решаемые. Относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной.

     Формы взаимосвязи научной и житейской  психологии. Типичный пример – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего аффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает при том, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой – развитие центрального раздела психологической науки – изучение личности.

     Возможны  удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых  душевных недугов, когда научный  и житейский психологи как  бы совмещаются в одном человеке.

     Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские  эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражения в теоретических понятиях.

     Интересны влияния научных понятий и  концепций на житейские представления  людей о своей психической  жизни. Средствами такого представления  стали, в частности, некоторые понятия  психоанализа (аффективный “комплекс”, “архетип”, “внутренняя цензура” и др.), термины, предложенные для  описания эмоциональной сферы (“стресс”), защитных механизмов личности (“компенсация”, “замещение”, “рационализация”, “вытеснение”). Попадая в разговорную речь, эти  термины получают содержание, не всегда относящееся к их первоначальному  смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных  индивидуальных средств. Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально  должен становиться психологом житейским. Подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучение правильной и полной интерпретации  результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

     Наконец, существуют и такие психологические  тесты, где грань между научной  и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному  социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода “учебники” житейской  психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

     Таким образом, положение психической  науки определяется ее двумя разнонаправленными тенденциями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели принципиально недостижимы, но каждая из них порождает конкретные задачи.

     С одной стороны, по сравнению с  житейской психологией научная  представляет собой специальную  дисциплину, обладающую понятийным и  методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов  ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого  опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства  сближают ее с естественными науками.

     С другой стороны, психологическая наука  имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения, – его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способа преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно вслед за С.Л. Рубинштейном представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные методы ее законов, воспитания и развития личности.

     Научная психология в целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающийся опыт психической жизни современного человека. 

 

Заключение.

     Таким образом, условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от “психолога-любителя”:

     1. Наличие теоретической базы у  специалиста, где главное - это  систематизированные, обобщенные  представления о психологии. У  “любителя” могут быть достаточно  обширные психологические знания (например, он накупил себе множество  книг и даже прочитал их), но  он часто не имеет общей  картины ”. К сожалению, огромное  количество многообразных, но  не систематизированных знаний  можно сравнить с “кучей мусора”,  где каждая отдельная “баночка-скляночка”  даже по-своему красива, но  вместе они образуют “кучу  хлама”, которым сложно пользоваться  в понимании окружающих жизненных  проблем. Даже отдельное, конкретное  психологическое знание часто  остается “не понятым” до  конца, пока оно не будет  соотнесено с другими знаниями  и особенно это важно в психологии, где по сравнению с другими  науками, еще очень далеко до  полной “четкости” и “понятности”.

     2. Без метода научного познания  психолог, даже обладающий многообразным  систематизированным знанием, часто  оказывается бессильным что-либо  понять в проблемах окружающего  мира. Получается ситуация, когда  знания “вроде бы и есть”,  но “помочь они никак не  могут”... здесь особо важен ,с  одной стороны, метод научного  познания, а, с другой стороны,  уверенность в себе психолога.  Который может взять на себя  ответственность помогать людям.  Иногда даже в среде психологов, получивших образование, царит  неуверенность, что он может  начинать работать с людьми, что  он достаточно компетентен и  у него есть то, что называется  божьей искрой.  
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. С. 7-94.
  2. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982
  3. Лурия А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ, 1975.
  4. Иванников В.А. Психология сегодня (от теории к практике). – М.: Знание, 1981. 96 с.
  5. Веккер Л. М. Психические процессы. Т.1, 2. ЛГУ, 1974, 1976.
  6. Леонтьев А.Н., Ярошевский М.Г. Психология // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М., 1975. Т. 21. С. 193-196.

Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений