Научное и житейское понимание психических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни.
Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

Содержание

Введение. 3
Психические явления. 5
Сравнение житейской и научной психологии. 12
Формы сотрудничества научной и житейской психологии. 16
Заключение. 20
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

контрольния по психологии .docx

— 45.77 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и  социологии 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Научное и житейское понимание  психических явлений» 
 
 
 

Выполнил  студент группы 38-61

Батаршина Г.М.

Проверил:

Бикмухаметова Н.З.. 
 
 

Альметьевск 2011 

Оглавление

Введение. 3

Психические явления. 5

Сравнение житейской и научной психологии. 12

Формы сотрудничества научной  и житейской психологии. 16

Заключение. 20

Список  литературы. 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В древних учениях о человеке его  познание сочеталось с разработкой  культурных норм общественной и личной жизни.

     Знание  конкретных психологических закономерностей  позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

     В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.

     Интерес к древним (Гиппократ, Фрейд и  т.д.) описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что  житейское знание о характере (и  темпераменте) человека обобщалось в  виде достаточно строгой системы, классификации, при создании которой “сотрудничали” – через века – представители самых различных специальностей.

     Особое  место в становлении психологии принадлежит философии. Выделение  оснований действительности – всегда было связано с изучением того: 1) кому этот мир представлен; 2) “познанием самого себя”.

     Такие понятия, как “душа”, “сознание”, “я” первоначально не были психологическими, и их разработка – от древности до наших дней – была уяснением условий познания вообще, то есть философии.

     Душа  как предмет познания, то есть “наука о душе” возникла в учении Аристотеля. В трактате “О душе” он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения новой науки, выделил основные психические процессы.

     Многие  философы прошлого, как и современные, были авторами:

     1) оригинальных психологических концепций,

     2) описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний.

     Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального  человека не становятся в философии  предметом специального изучения.

     Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются “вне” или “донаучными”. Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

 

Психические явления.

     Все психические явления делятся  на три группы:

     1) психические процессы;

     2) психические состояния;

     3) психические свойства личности.

     Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и  волевые.   

       Психическое состояние - это временное  своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием  и того, как человек относится к этому содержанию.

        Все психические состояния подразделяются  на четыре вида:

     1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

     2. Эмоциональные (эмоциональный тон  ощущений, эмоциональный отклик  на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния  - стресс, аффект, фрустрация).

     3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности,  настойчивости (их классификация  связана со структурой сложного  волевого действия).

     4. Состояния разных уровней организованности  сознания (они проявляются в различных  уровнях внимательности).

     И вот как раз о том, как понимают обычные люди эти явления и  то, как это рассматривается с  научной точки зрения и будет  сегодня разговор. Тем более, что  психология – это своеобразная область  знаний, и именно в ней есть то, что не может быть свободно от субъективного  опыта человека.

     Фрейд в свое время писал: в психологии есть классификация и определения  наших психических процессов, которые  благодаря использованию в обыденном  языке стали общим достоянием всех образованных людей. Но очевидно, что этого недостаточно для понимания  нашей душевной жизни. Если Вы затронете  физическую или химическую проблему, то молчать будут все, кто не обладает "специальными знаниями". Но если Вы отважитесь на какое-либо психологическое утверждение, то Вы должны будете столкнуться с мнениями и возражениями каждого человека. У каждого человека есть его личная душевная жизнь, поэтому-то каждый и принимает себя за психолога. Рассказывают, что у одной женщины, пожелавшей поработать "воспитательницей", спросили, умеет ли она обращаться с маленькими детьми. "Конечно, — ответила та сразу, — сама-то я была когда-то маленьким ребенком".

     Здесь важно соблюсти меру и границы. Еще  Фрейда обвиняли в том, что он свой психоанализ придумал, основываясь  на своей больной психике, и все, о чем он писал, есть плод больной  фантазии. Вопросы самоанализа, самонаблюдений безусловно, важны при исследованиях  в психологии: словесные реакции, поведение людей – все это  очень важно при проведении исследований, но метод самонаблюдений становится научно несостоятельным, если он выступает в качестве единственного метода и способа непосредственного познания психики.

     Как известно, многие люди считают себя “неплохими психологами”: они ведь общаются, решают какие-то вопросы, “понимают” друг друга и т.п. “Житейская психология”  имеет полное право на существование  и даже настоящие психологи (психологи-профессионалы) в немалой степени опираются  на опыт житейской психологии, включая  и свой собственный житейский  опыт. Но специалисты все-таки различают  психологию научную и психологию житейскую. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие такие различия:

     1. Житейские знания конкретны, связаны  с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится  к обобщенному знанию, основанному  на выявлении общих закономерностей  жизни и поведения людей.

     2. Житейские знания больше носят  интуитивный характер, а в психологической  науке стремятся к рациональном  объяснению психических явлений,  т.е. к лучшему их пониманию  и даже прогнозированию.

     3. Житейские знания передаются  в очень ограниченных вариантах  (из уст в1 уста, через письма  и т.п.), а научные знания передаются  через специальную систему фиксации  накопленного опыта (через книги,  лекции, аккумулируются в научных  школах и т.п.).

     4. В житейской психологии получение  знаний осуществляется через  наблюдения, рассуждения или через  непосредственное переживание человеком  тех или иных событий. В научной  психологии новые знания получаются  также в специальных исследованиях  и экспериментах, а также в  особых формах научного мышления  и воображения (то, что называют  “воображаемым экспериментом”).

     5. Научная психология располагает  обширным, разнообразным и уникальным  фактическим материалом, недоступном  ни одному носителю житейской  психологии. Особая характеристика  научного знания - его системность  и упорядоченность, что позволяет  каждому психологу-профессионалу  ориентироваться во всем многообразии  этого знания.

     Но  при этом, как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно “лучше” житейской, т.к. на самом деле, они взаимодополняют  друг друга.

      Рассмотрим кого можно называть психически нормальным человеком, как это трактует научная и житейская психология.

     В житейской психологии психически нормальным считается преобладающий среднестатистический человек со свойственным ему индивидуальным самосознанием, живущий в соответствии с общепринятыми стереотипами. В  связи с этим пониманием человек, отклоняющийся от общепринятых стереотипов, считается психически ненормальным.

     Современная концептуальная психиатрия в своей  основе является специализированной разновидностью житейской психологии. Поэтому доминирующие в психиатрии клинические концепции  с их установкой на социальную адаптацию  отклоняющихся людей вытекают из житейского понимания нормы, спроецированного на наличную ситуацию.

     Психопатология  с точки зрения житейской психологии проявляется в виде отклоняющегося, неконвенционального поведения. Но аналогичным образом проявляется  и творчество в широком смысле этого слова. Как же их различать?

     Психопатологическое поведение – это негативная, разрушительная, деструктивная неконвенциональность. В психопатологическом отклоняющемся  поведении общепринятые стереотипы присутствуют в виде зачаточных или остаточных, рекламных или защитных форм. Такой тип поведения можно назвать деструктивным. Творческое поведение – это позитивная, созидательная, конструктивная неконвенциональность. В творческом отклоняющемся поведении общепринятые стереотипы присутствуют полностью, но в диалектически снятом виде. Такой тип поведения можно назвать также конструктивным.

     В качестве одного из примеров, иллюстрирующих познавательное творческое поведение, можно привести открытие неэвклидовой геометрии или виртуальной физики. Они не отрицают классической геометрии  или физики, а включают их в себя как частный случай, расширяя представления  об объективной реальности. Если продолжить эту аналогию, то примером деструктивного познавательного поведения будет  произвольное построение или отрицание  физико-математических законов, познавательный волюнтаризм или нигилизм.

       Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный  в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной  мозг и кору головного мозга. У нас есть 11 видов ощущений. Некоторые из них мы не осознаем. Например, сигналы от внутренних органов. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ,  температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей,  давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько  специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию  о времени, ускорении, вибрации.

Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений