Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:20, контрольная работа
В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни.
Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.
Введение. 3
Психические явления. 5
Сравнение житейской и научной психологии. 12
Формы сотрудничества научной и житейской психологии. 16
Заключение. 20
Список литературы. 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра
гуманитарного образования и
социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Научное и житейское понимание
психических явлений»
Выполнил студент группы 38-61
Батаршина Г.М.
Проверил:
Бикмухаметова
Н.З..
Альметьевск
2011
Оглавление
Введение. 3
Психические явления. 5
Сравнение житейской и научной психологии. 12
Формы сотрудничества научной и житейской психологии. 16
Заключение. 20
Список
литературы. 21
В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни.
Знание
конкретных психологических
В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.
Интерес к древним (Гиппократ, Фрейд и т.д.) описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) человека обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации, при создании которой “сотрудничали” – через века – представители самых различных специальностей.
Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Выделение оснований действительности – всегда было связано с изучением того: 1) кому этот мир представлен; 2) “познанием самого себя”.
Такие понятия, как “душа”, “сознание”, “я” первоначально не были психологическими, и их разработка – от древности до наших дней – была уяснением условий познания вообще, то есть философии.
Душа как предмет познания, то есть “наука о душе” возникла в учении Аристотеля. В трактате “О душе” он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения новой науки, выделил основные психические процессы.
Многие философы прошлого, как и современные, были авторами:
1) оригинальных психологических концепций,
2) описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний.
Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.
Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются “вне” или “донаучными”. Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
Психическое состояние - это временное
своеобразие психической
Все психические состояния
1.
Мотивационные (желания,
2.
Эмоциональные (эмоциональный
3.
Волевые состояния - инициативности,
целеустремленности, решительности,
настойчивости (их
4.
Состояния разных уровней
И вот как раз о том, как понимают обычные люди эти явления и то, как это рассматривается с научной точки зрения и будет сегодня разговор. Тем более, что психология – это своеобразная область знаний, и именно в ней есть то, что не может быть свободно от субъективного опыта человека.
Фрейд
в свое время писал: в психологии
есть классификация и определения
наших психических процессов, которые
благодаря использованию в
Здесь важно соблюсти меру и границы. Еще Фрейда обвиняли в том, что он свой психоанализ придумал, основываясь на своей больной психике, и все, о чем он писал, есть плод больной фантазии. Вопросы самоанализа, самонаблюдений безусловно, важны при исследованиях в психологии: словесные реакции, поведение людей – все это очень важно при проведении исследований, но метод самонаблюдений становится научно несостоятельным, если он выступает в качестве единственного метода и способа непосредственного познания психики.
Как известно, многие люди считают себя “неплохими психологами”: они ведь общаются, решают какие-то вопросы, “понимают” друг друга и т.п. “Житейская психология” имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи-профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все-таки различают психологию научную и психологию житейскую. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие такие различия:
1.
Житейские знания конкретны,
2.
Житейские знания больше носят
интуитивный характер, а в психологической
науке стремятся к
3.
Житейские знания передаются
в очень ограниченных
4.
В житейской психологии
5.
Научная психология
Но при этом, как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно “лучше” житейской, т.к. на самом деле, они взаимодополняют друг друга.
Рассмотрим кого можно называть психически нормальным человеком, как это трактует научная и житейская психология.
В
житейской психологии психически нормальным
считается преобладающий
Современная концептуальная психиатрия в своей основе является специализированной разновидностью житейской психологии. Поэтому доминирующие в психиатрии клинические концепции с их установкой на социальную адаптацию отклоняющихся людей вытекают из житейского понимания нормы, спроецированного на наличную ситуацию.
Психопатология
с точки зрения житейской психологии
проявляется в виде отклоняющегося,
неконвенционального поведения. Но
аналогичным образом
Психопатологическое
поведение – это негативная, разрушительная,
деструктивная
В
качестве одного из примеров, иллюстрирующих
познавательное творческое поведение,
можно привести открытие неэвклидовой
геометрии или виртуальной
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. У нас есть 11 видов ощущений. Некоторые из них мы не осознаем. Например, сигналы от внутренних органов. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации.
Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений