Научное и житейское понимание психических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:54, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что психические явления позволяют человеку освоиться в обществе, приобрести внутренний опыт, сформировать свою жизненную позицию и взгляд на мир, проанализировать полученную информацию из вне. Целью данной работы является исследование научного и житейского понимания психических явлений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие ощущений.............................................................................................4
Восприятие..........................................................................................................6
Мышление.........................................................................................................10
Память...............................................................................................................13
Эмоции..............................................................................................................15
Заключение ……………………………….…….. …….. ……. …….. …….. …...18
Список литературы …….………………

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В  мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Последний из видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и  как уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень  развития, чем образное. В житейской  практике отмечалось, что, например, наглядно-действенное  мышление встречается у людей, занятых  реальным производственным трудом, а  наглядно-образное – у людей, которым  приходится принимать решение о  предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно  их не касаясь. Теоретическое понятийное мышление – это мышление ученого. Доминирующее свойство  мышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому задолго до выделения  этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейской  практике.

Более глубокое проникновение в  суть вещей требует раскрытия  их внутренних связей, закономерностей  и существенных свойств. Оно выполняется  при помощи операций мышления -- анализа и синтеза. Анализ-это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

На основе сказанного можно сделать  вывод, что мышление – это процесс  производства умозаключений с логическими  операциями над ними. Почти так, но в этот процесс, изменяя его, вмешиваются  эмоции. Эмоции, впрочем, способны не только искажать, но и стимулировать мышление.

4 Память

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а  при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. У человека есть три вида памяти, гораздо более  мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым  контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Помимо этой классификации, по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти

В конце XIX в. на смену ассоциативной  теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации  в систему при запоминании  и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее  предназначалось для того, чтобы  объяснить избирательность мнемических процессов). 

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая  теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится  в непосредственной зависимости  от наличия или отсутствия смысловых  связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.

5 Эмоции.

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К  классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это  так называемые “чистые” эмоции. Они  включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. [4,53]

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Врожденными являются далеко не все  эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в  результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод  относится к жестам как способу  культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и отношений человека к чему-либо.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством  которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В критических условиях при неспособности  субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает  особый вид эмоциональных процессов -- аффект.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний -- это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются  во внешнем поведении, иногда извне  вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

В жизни значительная часть человеческих потребностей формируется воспитанием, прививается обществом (например, культурные потребности). По этой причине многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне  этой деятельности.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении  человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как  бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки  зрения того, в какой степени в  итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность. [5,121]

Многочисленными физиологическими изменениями  в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области  психологических знаний не раз предпринимались  попытки связать физиологические  изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные  процессы, действительно различны.

Заключение.

По итогам проведенного исследования можно сделать  вывод, психические явления играют важную роль в жизни человека и его мировосприятия.

Психические явления - субъективные переживания и элементы внутреннего опыта субъекта. Включают в себя, ощущения, восприятие, мышление, память и эмоции.

В результате работы мы выяснили что:

- ощущения позволяют человеку с помощью органов чувств воспринимать и перерабатывать свойства окружающей среды;

- в результате  восприятия, складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений.;

- мышление  представляет собой способ учиться  решать поставленные задачи;

- память  является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества;

- эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988., 336с
  2. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982., 176 с
  3. Немов Р.С. Психолгоия. В 3 т. Т.1. М., 1995., 585с
  4. Веккер Л. М. Психические процессы. Т.1, 2. ЛГУ, 1974, 1976.
  5. Краткий психологический словарь. М., 1980.

Лурия А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ, 1975, 432с

Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений