Научное и житейское понимание психических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:54, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что психические явления позволяют человеку освоиться в обществе, приобрести внутренний опыт, сформировать свою жизненную позицию и взгляд на мир, проанализировать полученную информацию из вне. Целью данной работы является исследование научного и житейского понимания психических явлений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие ощущений.............................................................................................4
Восприятие..........................................................................................................6
Мышление.........................................................................................................10
Память...............................................................................................................13
Эмоции..............................................................................................................15
Заключение ……………………………….…….. …….. ……. …….. …….. …...18
Список литературы …….………………

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.docx

— 44.80 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Брянская государственная  инженерно-технологическая академия»

(ФГОБУ ВПО «БГИТА»)

Кафедра инженерной психологии, педагогики и права

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Психология и педагогика»

на тему:

Научное и житейское понимание психических  явлений

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы  ГСХ-501

Абашин О.

Преподаватель: Ляхова О.Н.

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012

 

Содержание

С.

 

Введение …………………………………………………………………………3

1. Понятие ощущений.............................................................................................4

  1. Восприятие..........................................................................................................6
  2. Мышление.........................................................................................................10
  3. Память...............................................................................................................13
  4. Эмоции..............................................................................................................15

Заключение ……………………………….…….. …….. ……. …….. …….. …...18

Список литературы …….……………………………………………………….19

 

Введение

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что психические явления позволяют человеку освоиться в обществе, приобрести внутренний опыт, сформировать свою жизненную позицию и взгляд на мир, проанализировать полученную информацию из вне. Целью данной работы является исследование научного и житейского понимания психических явлений.

Для реализации поставленной цели необходимо изучить такие психические явления, как ощущения, память, мышление, восприятие и эмоции, их жизненное и научное понимание.

В работе были использованы труды отечественных  и зарубежных исследователей XX столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие ощущений

Ощущения  считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской  точки зрения трудно представить  себе что-то более естественное, чем  видеть, слышать, чувствовать прикосновение  предмета... Скорее, утрату одного из них  мы способны воспринять как нечто  непоправимое. Явления ощущений настолько  примитивны, что, пожалуй, в житейской  практике для них нет конкретного  определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С  ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный  в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной  мозг и кору головного мозга. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. Жизненная роль ощущений  состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. [2,157]

Ощущения  в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для  человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для  восприятия и переработки разнообразных  видов энергии в форме стимулов-раздражителей  (физических, химических, механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные  ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации  свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве  случаев, за исключением болезненных, не осознаются,  но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной  системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ,  температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей,  давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию  о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно  редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую,  самообучающуюся вычислительную аналоговую  машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно  приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются  под влиянием поступающей информации. Перерабатывая  эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды  и контролирует их выполнение.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий  специфические ощущения запаха. Это  одно из наиболее древних, простых и  жизненно важных ощущений. Следующий  вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, - это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее  при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного  ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более  простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для  каждого из них существует специфический  вид рецепторов, неравномерно расположенных  в различных участках кожной поверхности.

Далеко не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем  языке нет слов, ассоциируемых  с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются  автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном  уровне. Для их обозначения в науке  принято слово, которое происходит от понятия “движение”,- кинетика, и их поэтому называют кинестетическими. Рецепторы для работы этих ощущений расположены в мышечных тканях. Без этих рецепторов мы испытывали бы большие трудности, связанные с согласованием (координацией) движений.[3,78]

Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.

2 Восприятие

Как уже было сказано, способность  ощущать дана нам и всем живым  существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь  осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью  же воспринимать мир в виде образов  наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется  в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием.  Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим “видеть”, мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета.

Но разница, конечно, есть, так как  в отличие от ощущений, которые  не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как  субъективно соотносимое с оформленной  в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том  случае, когда мы имеем дело с  иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится  к какому-либо явлению или  объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас  самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его  развитых формах от ощущений состоит  в том, что итогом возникновения  ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого,  высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате  восприятия складывается образ, включающий комплекс различных  взаимосвязанных  ощущений, приписываемых человеческим  сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый  предмет  был воспринят, необходимо совершить  в отношении его какую-либо встречную  активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.

Отдельные ощущения как бы “привязаны”  к специфическим анализаторам, и  достаточно бывает воздействия стимула  на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает  взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие  о свойствах воспринимаемого  объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают  как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает  как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный  с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов  или сложных, воспринимаемых как  целое явлений. Этот синтез выступает  в виде образа данного предмета или  явления, который складывается в  ходе активного их отражения. 

Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами,  вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно  достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого  набора элементов. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный  характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные  в объеме и содержании этого понятия. [1,254]

В житейском понимании этих явлений  описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере  зрения - ведущего органа чувств у человека. Выяснилось, что восприятие человеком  осмысленных  изображений происходит достаточно сложным образом.  Здесь  в первую очередь срабатывает  механизм влияния прошлого опыта  и мышления,  выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные  места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о  нем составить целостное представление. Следует отметить, что глаза и  губы человека являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру  и движениям которых, мы судим  о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю  о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям  и многом другом.

Направленность движения может  оцениваться по направлению перемещения  отражаемого объекта на поверхности  сетчатки, а также отмечаться  последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении  прослеживающих движений за объектом.

Скорость движения, оценивается  по скорости перемещения  изображения  предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих  в следящих движениях.

Механизм восприятия человеком  времени часто связывают с  так называемыми “биологическими  часами” - определенной последовательностью  и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих  в организме  человека. В качестве наиболее вероятных  кандидатов на роль биологических часов  называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме  того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать  в широких пределах в зависимости  от его душевного и физического  состояния. При хорошем  настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или  подавленности оно течет медленнее.

3 Мышление

Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может  ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно  не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой  способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой  порождение нового знания, активную форму  творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно  порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени  не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение  новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений