Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:54, реферат
Актуальность выбранной темы заключается в том, что психические явления позволяют человеку освоиться в обществе, приобрести внутренний опыт, сформировать свою жизненную позицию и взгляд на мир, проанализировать полученную информацию из вне. Целью данной работы является исследование научного и житейского понимания психических явлений.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие ощущений.............................................................................................4
Восприятие..........................................................................................................6
Мышление.........................................................................................................10
Память...............................................................................................................13
Эмоции..............................................................................................................15
Заключение ……………………………….…….. …….. ……. …….. …….. …...18
Список литературы …….………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Брянская государственная
инженерно-технологическая
(ФГОБУ ВПО «БГИТА»)
Кафедра инженерной психологии, педагогики и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Психология и педагогика»
на тему:
Научное
и житейское понимание
Выполнил: студент группы ГСХ-501
Абашин О.
Преподаватель: Ляхова О.Н.
Брянск 2012
Содержание
С.
Введение ………………………………………………………
1. Понятие ощущений......................
Заключение ……………………………….…….. …
Список литературы …….……………………………………………………….19
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что психические явления позволяют человеку освоиться в обществе, приобрести внутренний опыт, сформировать свою жизненную позицию и взгляд на мир, проанализировать полученную информацию из вне. Целью данной работы является исследование научного и житейского понимания психических явлений.
Для реализации поставленной цели необходимо изучить такие психические явления, как ощущения, память, мышление, восприятие и эмоции, их жизненное и научное понимание.
В работе были использованы труды отечественных и зарубежных исследователей XX столетия.
1 Понятие ощущений
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. [2,157]
Ощущения
в своем качестве и многообразии
отражают разнообразие значимых для
человека свойств окружающей среды.
Органы чувств, или анализаторы человека,
с рождения приспособлены для
восприятия и переработки разнообразных
видов энергии в форме
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.
Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
Кожная чувствительность, или осязание,
- это наиболее широко представленный
и распространенный вид чувствительности.
Всем нам знакомое ощущение, возникающее
при прикосновении какого-либо предмета
к поверхности кожи, не представляет
собой элементарного
Далеко не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем языке нет слов, ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия “движение”,- кинетика, и их поэтому называют кинестетическими. Рецепторы для работы этих ощущений расположены в мышечных тканях. Без этих рецепторов мы испытывали бы большие трудности, связанные с согласованием (координацией) движений.[3,78]
Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.
2 Восприятие
Как уже было сказано, способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим “видеть”, мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета.
Но разница, конечно, есть, так как
в отличие от ощущений, которые
не воспринимаются как свойства предметов,
конкретных явлений или процессов,
происходящих вне и независимо от
нас, восприятие всегда выступает как
субъективно соотносимое с
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.
Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Психологи выделяют четыре свойства
восприятия образа. Предметность, целостность,
константность и
В житейском понимании этих явлений
описанные свойства предметности, целостности,
константности и
Чаще и больше всего свойства
восприятия изучались на примере
зрения - ведущего органа чувств у человека.
Выяснилось, что восприятие человеком
осмысленных изображений происходит
достаточно сложным образом. Здесь
в первую очередь срабатывает
механизм влияния прошлого опыта
и мышления, выделяющий в воспринимаемом
изображении наиболее информативные
места, на основе которых, соотнеся полученную
информацию с памятью, можно о
нем составить целостное
Направленность движения может
оцениваться по направлению перемещения
отражаемого объекта на поверхности
сетчатки, а также отмечаться
последовательностью
Скорость движения, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.
Механизм восприятия человеком
времени часто связывают с
так называемыми “
Существуют большие
3 Мышление
Для человека свойственен высший познавательный
процесс, название которому – мышление.
В житейской практике мышление может
ассоциироваться со здравым смыслом,
интуицией... В действительности, оно
не имеет ничего общего ни с тем,
ни с другим. Оно представляет собой
способность учиться, решать поставленную
задачу. Мышление представляет собой
порождение нового знания, активную форму
творческого отражения и
Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений