Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:15, контрольная работа
Острое и хроническое расстройство мозгового кровообращения.
Черепно-мозговая травма.
Опухоли головного мозга.
Минимальная мозговая дисфункция.
Использованная литература.
После черепно-мозговых травм могут наблюдаться различные вегетативно-обменные нарушения, а также гидроцефалия, параличи, парезы, расстройства слуха, зрения, речи.
Тактика
лечения больных с черепно-
При астеническом синдроме после черепно-мозговой травмы основное внимание следует уделить правильной организации труда и отдыха. Учебную нагрузку должны контролировать врач и педагог. В отдельных случаях занятия с ребенком нужно организовать по индивидуальному плану. Необходимо предусмотреть беседы, которые бы вселяли в больного уверенность в своих силах и создавали у него хорошее настроение. Важную роль в укреплении нервной системы играют достаточное пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой, в кружках ручного труда и т.д. Дети с грубыми расстройствами памяти, внимания, интеллекта нуждаются в переводе в специальные школы.
3. Опухоли головного мозга наблюдаются в любом возрасте. У детей они встречаются несколько реже, чем у взрослых. В развитии опухолей у детей большое значение придается тератогенным влияниям, нарушающим нормальную дифференциацию тканей плода во внутриутробный период развития. К таким факторам относят разнообразные вредные химические и физические агенты. Определенная роль в появлении опухолей принадлежит вирусам, искажающим процессы генетической информации клеток. В настоящее время дискутируется вопрос о влиянии на развитие опухолей наследственных факторов.
Опухоли могут быть доброкачественными и злокачественными. Они располагаются в самых различных отделах головного мозга. Рост опухоли внутри замкнутого пространства черепа сопровождается нарушением циркуляции жидкости, сдавлением и отеком мозга, нарушением обмена веществ. Это приводит к гибели нервных клеток и нарушению жизненно важных функций. Начальными проявлениями опухолей мозга служат неспецифические симптомы, на фоне которых в дальнейшем развиваются признаки повышения внутричерепного давления и очаговые (локальные) симптомы поражения мозга. «Неспецифические» симптомы возникают исподволь. К ним относятся вялость, быстрая утомляемость, снижение аппетита и массы тела, нарушение сна и др. Эти симптомы наблюдаются обычно при злокачественных опухолях.
Причиной
повышения внутричерепного
Краниофарионгеомы – это врожденные опухоли, развивающиеся из остатков эмбриональной ткани протока, соединявшего в раннем периоде развития глотку со структурами мозга. Эти опухоли представляют собой заполненные жидкостью многокамерные кисты. Очаговая неврологическая симптоматика обусловлена сдавлением опухолью области перекрестка зрительного тракта, гипофиза и рядом лежащих вегетативных ядер. Ведущими симптомами являются прогрессирующее снижение остроты зрения, выпадение полей зрения, нарушения роста, ожирение и др. Рано развиваются признаки повышения внутричерепного давления. Диагноз опухоли головного мозга устанавливают на основании картины сочетания признаков повышенного внутричерепного давления с неуклонно нарастающими очаговыми симптомами. Для подтверждения диагноза проводят исследование цереброспинальной жидкости, рентгенографию черепа, ангиографию, компьютерную томографию. Для уточнения локализации полушарных опухолей широко используют нейропсихологические методы исследования. Лечение опухолей головного мозга хирургическое, иногда проводят рентгено – и химиотерапию. Успех лечения зависит от времени выявления опухоли, её доброкачественности или злокачественности, расположения.
4. Минимальная мозговая дисфункция – сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний. Этиология ММД связана с разнообразными повреждающими факторами, действовавшими в пре- и интранатальном периодах, но чаще всего – с гипоксией плода. Характерными её признаками является повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, трудности обучения. Минимальная мозговая дисфункция чаще всего выявляется в школьном возрасте, ранние синдромы у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни. Наблюдаются повышение мышечного тонуса, угнетение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта. В возрасте от 1года до 3 лет ведущими в клинической картине являются повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение аппетита, слабая прибавка массы тела, расстройство сна. На втором году жизни в некоторых случаях возможно отставание в речевом развитии. К 3 годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью («гиперкинетическое поведение»),отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Обычно дети не способны к длительной игровой деятельности; они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом. В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется трудностью овладения рисованием и письмом. Нарушаются также концентрация внимания и восприятие. Недостаточно формируются навыки интеллектуальной деятельности. В школьном возрасте дети с ММД испытывают трудности при усвоении навыков письма, чтения и счета. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, асимметрией мышечного тонуса и рефлексов, непостоянными патологическими рефлексами. Моторная неловкость сочетается с недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Часто выявляются мозжечковые нарушения, статическая и динамическая атаксия, промахивание при пальценосовой пробе, специфические нарушения почерка и речи. Могут иметь место проявления задержки психического развития. Дети не готовы к обучению в школе. Дети не всегда учитывают ситуацию. Им присущи наивность и непосредственность поведения. Наблюдаются недоразвитие эмоционально – волевой сферы. Больным свойственны низкая работоспособность и склонность к двигательной расторможенности. Дети испытывают затруднения в обучении главным образом вследствие замедления психической деятельности, цереброастенических проявлений, нарушения памяти и внимания, излишней подвижности, недоразвития произвольной целенаправленной деятельности. Эти затруднения становятся особенно выраженными при увеличении объема и темпа предъявления нового материала. В отдельных случаях отмечаются дизлексия и дисграфия. Дети испытывают трудности при необходимости адаптироваться к новым условиям. В случае привычного жизненного стереотипа у них возникают своеобразные состояния дезадаптации и невротические расстройства.
В периоды
возрастных кризисов часто выявляются
или усиливаются
Практика
показывает, что больным дошкольникам
взрослые не всегда уделяют должное
внимание. Отчасти это объясняется тем,
что вся симптоматика становится явной
с того момента, когда дети с милыми мозговыми
поражениями начинают испытывать трудности
в процессе обучения в школе. К этому времени
симптомы легкой мозговой недостаточности
становятся более выраженными в связи
со вторичными нарушениями, обусловленными
дополнительными экзогенными вредностями,
неправильным воспитанием и реакцией
ребенка на свою несостоятельность. Лечебно
– коррекционные мероприятия зависят
от степени выраженности и характера основных
психоневрологических синдромов. При
синдроме гиперактивности и чрезмерной
импульсивности назначают успокаивающие
препараты: настои из трав, препараты брома,
кальция. Если они оказываются неэффективными,
то примеряют меллерил, триоксазин, седуксен.
К концу урока и на последних уроках из-за
наступающего истощения нарушается концентрация
внимания. В связи с этим следует подумать
о целесообразности второго выходного
дня. Наряду с этим можно назначить препараты,
повышающие активность нервной системы
(витамины группы В, церебролизин, ноотропил,
аминалон). Если ведущим синдромом при
малой мозговой дисфункции является задержка
психомоторного развития, то наряду с
воспитательными и педагогическими мероприятиями
целесообразно проводить курсы стимулирующего
лечения (церебролизин, гаммалон, аминалон,
ноотропил и др.). При двигательных расстройствах
в виде нарушения тонкой моторики рук,
координации движений, равновесия делается
акцент на развитие двигательных навыков
и постепенное приобщение ребенка к участию
в различных видах деятельности.
Литература.