Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:58, реферат
Нарушение критичности является наиболее актуальным среди всех видов психических нарушений. При решении ряда практических задач психиатрической клиники этот вид нарушений приобретает особое значение. Клиницисты отмечают проявление нарушения критичности в разной степени и в разном виде у больных различной нозологии. Так, например, для больных прогрессивным параличом весьма характерно снижение критики и особенно самокритики. Больные с так называемым «лобным синдромом» никакой критики к своему состоянию не обнаруживают.
Разграничить
аффективную и когнитивную
Принципиально
важно дифференцировать сверхценность,
характеризующуюся
Ложной
диагностике бреда способствует
ограничение его характеристики
ошибочностью, неисправимостью содержания
и непостижимостью
P.S. Учитывая,
что «психопатология в
Как справедливо утверждал Р.А. Наджаров, прогресс клинической психиатрии определяется, главным образом, новыми концепциями, которые существенно дополняют или пересматривают сложившиеся стереотипы. Поскольку содержательность клинических иллюстраций в значительной мере зависит от взглядов автора публикации (сведения о больном собираются целенаправленно, исходя из сложившегося понимания психопатологии), а их смысл заключается в подтверждении его точки зрения, значение иллюстраций в формировании новых концепций ограничено. Чтобы увидеть в иллюстрации что-то новое, обычно требуется, чтобы свежая идея уже существовала, а вырабатывается она, прежде всего, при работе с больными. Известны ли случаи, когда новые взгляды формировались бы из анализа опубликованных историй болезней? У хороших клиницистов характеристика материала по своей информативности и убедительности ничуть не уступает иллюстрациям. Например, из иллюстрации П.Б. Ганнушкиным «астенического развития личности» теперь видно, что речь идет об амбулаторно протекающей депрессии. А его характеристика «преждевременного слабоумия у ответственных работников» обрисовывает депрессивные состояния с не меньшей определенностью. (Но чтобы пересмотреть взгляды замечательного клинициста потребовались десятки лет накопления опыта и выработка новых клинических представлений.) При условии способности психиатров к аргументированному мышлению, прогресс в психопатологии в гораздо большей степени зависел бы от открытых дискуссий по спорным вопросам (особенно при совместном расспросе больных), чем от количества клинических иллюстраций в публикациях. Игнорирование противоречий консервирует аморфность представлений.
Что такое расстройство критики?
Теперь о существе предмета самой статьи. Мы видим, что автор предпочитает дефинитивный путь, т.е. начинает с дефиниции, а не описания, причем ограничивается только крайне общей формулировкой и не пытается дать узкое, ядерное по смыслу определение. Соответственно, и даваемые им далее примеры из приматологии также являются крайне общими и далекими от психопатологии. Но только благодаря приводимым примерам можно понять, что именно имеет в виду автор и оспорить саму квалификацию.
Прежде всего, следовало бы начать с вопроса: описательным или объяснительным термином является его понимание «расстройства критики»? Из самого текста хорошо видно, что объяснительным. Это видно из того, что подразделение на псевдонекритичность и истинную некритичность, а последней на аффективную и когнитивную, производится им не на основании конкретных клинических примеров рутинного (обыденного) и психопатического, а также аффективного, шизофренического, экзогенно-органического и дементного типов некритичности, а обобщенно-теоретически. В результате, вместо демонстрации того, что конкретный феномен некритичности обычно содержит в себе физиогномические (стилистические) черты определенной нозологии, и в чем это выражается, автор ограничивается частными различиями симптомов некритичности.
С.Ю.Циркин определяет «некритичность» как «игнорирование или грубый недоучет информации или недоиспользование своих интеллектуальных способностей». Понятие «информации»[1] является метатеоретичным, т.е. сверхобщим. Поэтому определять через него критичность непродуктивно, т.к. это ведет к беспредельному расширению понятия вместо выделения его собственного существа, собственной специфичности. Отсюда причисление к некритичности «инстинктивно закрепленного авторитарного мышления», «устоявшихся стереотипов» и т.п.. Но все эти рассуждения относительно того, что может считаться скрытой, маскированной формой некритичности, и различных возможных путей их генеза остаются – при отсутствии конкретных примеров с убедительным обоснованием – умственными спекуляциями. Неверен путь, выбирающий в качестве основания причины. – Это уже не описание, а интерпретация и оценка. Возможна любая комбинация причин, важно с чем, с какой структурой мы имеем дело.
Более продуктивным было бы исходить из принятых в психологии и клинической практике более узких определений критичности, как способности:
1) осознавать
болезненный характер своих
2) адекватно оценивать текущую ситуацию и считаться с ней, корригируя свое поведение и свои ошибки;
3) прогнозировать результаты своей деятельности;
4) сообразовывать свои цели со своими возможностями.
Не случайно Ясперс не помещает расстройство критики среди основных феноменов – это в значительной мере оценочный термин, более далеко отстоящий от непосредственного усмотрения и представляющий одно из проявлений интеллектуальной деятельности. Следует идти по пути выяснения его содержания и границ его использования в клинической практике, а не изобретать новые трактовки. Помещая это в более объемлющее лексико-семантическое поле – обиходный контекст клинического словоупотребления, – мы увидим, что оно ранжируется по тяжести:
«Больной дезориентирован» - качественная оторванность от действительности;
«Больной неадекватен» - качественно искаженная действительность;
«Больной некритичен» - количественно измененная действительность и профиль выраженности этого по разным векторам;
«Больной
нереалистичен» - по инфантильному
недостаточная
Мы видим решение вопроса о существе понятия некритичности, как и многих других проблем, в адекватном использовании критерия Ясперса: насколько самосознание и реальное поведение больного расходятся с ожидаемым, понятным для нас поведением, адекватным исходным свойствам его характера в конкретных ситуациях, а также его целям и ценностям как личности? А это возможно показать только на конкретных примерах. И только они позволяют превратить понятие некритичности в описательный термин.
Хотя мы не согласны с целым рядом положений работы С.Ю.Циркина, нельзя отрицать, что сама поставленная им задача проанализировать понятие критичности и способы ее решения провоцируют на более глубокое нестандартное обсуждение.
Библиографический список.
1. Независимый психиатрический журнал №3, №4 2006 год.
- Н.А Шатайло «О критичности и ее нарушениях с системных позиций»
- С.Ю Циркин «Расстройства критики»
- Ю.С Савенко «Что такое
2. И.И
Кожуховская «Критичность
3. Б.В Зейгарник «Патология мышления»