Нарушение структуры личности и компенсаторные механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:53, реферат

Описание работы

Цель: изучить структуру личности и компенсаторные механизмы.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме структура личности и компенсаторные механизмы;
- дать определение понятия «структура личности»;
- рассмотреть компенсаторные механизмы;
- рассмотреть нарушения личности;
- рассмотреть нарушения в психическом развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………....………3
1. Структура личности……………………………………………….…….5
2. Направленность личности……………………………………......……. 6
3. Психологическая структура личности………………………....….…...7
4. Статистическая и динамическая структуры личности……..…..……10
5. Нарушения личности……………………………..………………...….12
6. Компенсаторные механизмы…………………..………………..….…17
7. Нарушение в психическом развитии и компенсаторные
механизмы…………………………………….……………………..….21
Заключение………………………………………………………….…….24
Список использованной литературы……………………………….……25

Работа содержит 1 файл

Нарушение стр-ры личности.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Следует отличать псевдокомпенсацию, т. е. мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей. Л. С. Выготский к числу таких псевдокомпенсаторных образований относил различные невротические черты поведения у умственно отсталых детей, формирующиеся вследствие низких оценок их личности. Нарушения поведения у детей часто связаны с желанием привлечь к себе внимание окружающих, когда не удается это сделать другими, положительными средствами (такое явление определяется как вызывающее поведение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Нарушение в психическом развитии и компенсаторные механизмы

В развитии умственно отсталых детей существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность и в процессе развития, в процессе активного приспособления к среде вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки[8].

Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе недостаточность, а реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка.

Есть мнение, что единственным и исключительным основанием компенсаторных процессов является субъективная реакция личности самого ребенка на ту ситуацию, которая создается вследствие дефекта. Эта теория предполагает, что необходимый и единственный источник возникновения компенсаторных процессов развития - осознание самим ребенком своей недостаточности, возникновение чувства собственной неполноценности. Из возникновения этого чувства, из сознания собственной недостаточности появляется реактивное стремление победить это тяжелое чувство, преодолеть эту осознанную собственную недостаточность, поднять себя на высшую ступень. Именно на этом основании адлеровская школа в Австрии и бельгийская школа отказывают умственно отсталому ребенку в возможности интенсивного развития компенсаторных процессов. Ход рассуждения дефектологов таков: для возникновения компенсации необходимо, чтобы ребенок осознал и прочувствовал свою недостаточность.

Но у умственно отсталого ребенка трудность заключается в том, что он весьма не критически относится к себе, чтобы осознать собственную неполноценность и сделать эффективный вывод для преодоления своей отсталости. В этом отношении интересны опубликованные эмпирические исследования де-Греефа о развитии умственно отсталого ребенка. Он установил те признаки, которые принято называть симптомами Е. де-Греефа и которые заключаются в том, что у детей с умственной отсталостью наблюдается повышение самооценки. Если такому ребенку предложить дать сравнительную оценку себе, своим товарищам, учителю, то оказывается, что испытуемый обнаруживает стремление считать себя самым умным, он не признает своей отсталости.

Между тем и изучение наиболее простых органических компенсаторных процессов и их сопоставление с другими приводят к фактически обоснованному утверждению: источником, первичным стимулом к возникновению компенсаторных процессов являются те объективные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе развития. Эти трудности он стремится обойти или преодолеть с помощью целого ряда таких образований, которые первоначально в его развитии не даны. Наблюдается, что ребенок, сталкиваясь с трудностями, вынужден идти по обходному пути, чтобы их преодолеть, что из процесса взаимодействия ребенка со средой создается ситуация, которая толкает ребенка на путь компенсации. Л.С. Выготский пишет, что судьба компенсаторных процессов и процессов развития в целом зависит не только от характера и тяжести дефекта, но и от социальной реальности дефекта, т. е. от тех трудностей, к которым приводит дефект с точки зрения социальной позиции ребенка. У детей с недостатками компенсация протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того, какая ситуация создалась, в какой среде ребенок воспитывается, какие трудности возникают для него из этой недостаточности. С вопросом об источниках компенсаторного развития связан вопрос фондов этой компенсации. Откуда берутся силы, что является движущей силой компенсаторного развития? Для одной теории - источником является внутренняя целеустремленность самого жизненного процесса развития, внутренняя целостность личности. Эта теория со всей прямотой переходит на телеологическую позицию, представляя, что в каждом ребенке заложена целеустремленность, жизненный порыв, внутренняя тенденция, непреодолимо влекущая ребенка к развитию, к полноте самоутверждения, некоторая инстинктивная жизненная сила, которая толкает ребенка вперед и обеспечивает его развитие, несмотря ни на что. Выготский же считает, что фондом компенсации в огромной мере является социально-коллективная жизнь ребенка, коллективность его поведения, в которых он находит материал для построения внутренних функций, возникающих в процессе компенсаторного развития[9]. Богатство или бедность внутреннего фонда ребенка, степень умственной отсталости, является существенным и первичным моментом, определяющим, насколько ребенок способен воспользоваться этим материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наша эпоха подавляет человека. Угнетение и подавление – мощные силы, вызывающие психические болезни. К инстинктам принято относиться как к чему-то грязному, особенно в сексуальной области. Но нельзя забывать, что, несмотря ни на что, инстинкты существуют. И если человек их здраво воспринимает или освобождается от их власти, то опасаться нечего. Однако часто неверное представление о них приводит к неприятным последствиям.

Многие хотят «достичь». Чего именно – они сами не знают. Знают только одно: что хотят быть первыми. Первыми в чем? Почему? Зачем? Неважно – они хотят быть прежде всего первыми. Это происходит потому, что они чувствуют себя неполноценными. Вероятно, никогда чувство неполноценности не было так сильно распространено, как сейчас.

В нашу эпоху практически нет людей, которых можно было бы назвать осознанно живущими индивидуальностями. Современный человек стремится достичь чего-либо не потому, что у него есть на это причины или сознательное и обдуманное решение, а вследствие своей болезненной возбудимости. Средства, которые он использует, часто бывают очень грубыми. Все эти лозунги, расклеенные на улицах, сообщения по радио, иллюстрированные газеты и журналы, выставленные в витринах, отучают человека от осознанного восприятия. Причем такое воздействие в большинстве случаев происходит на эмоциональном и подсознательном уровне. Тут есть от чего прийти в ужас. Обилие всей этой информации приводит человека в болезненное состояние.

Можно заметить, какое относительно маленькое место занимает «добросовестное человечество». Если люди, живущие осознанно, – остров, то те, кто живет бессознательно, – целый океан. Мы также видим, что многие болезни происходят в результате конфликтов между осознанным и бессознательным в людях. Одна из главных задач психолога – помочь человеку осознать себя. Можно утверждать, что первобытный человек был более полноценным, чем любой цивилизованный в настоящее время.

Список использованной литературы

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 253 с.

2. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 76 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 135с.

4. Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.

5. Нуркова, В.В. Психология: Учебник. /В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская – М., 2004. - 125 с.

6. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2006. – 221 с.

7. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. –  266 с.

5

 



[1] Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. –  132 с.

[2] Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 135с.

[3] Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.

[4] Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 76 с.

[5] Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 253 с.

[6] Нуркова, В.В. Психология: Учебник. /В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская – М., 2004. - 125 с.

[7] Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2006. – 221 с.

[8] Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 253 с.

[9] Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.


Информация о работе Нарушение структуры личности и компенсаторные механизмы