Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:53, реферат
Цель: изучить структуру личности и компенсаторные механизмы.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме структура личности и компенсаторные механизмы;
- дать определение понятия «структура личности»;
- рассмотреть компенсаторные механизмы;
- рассмотреть нарушения личности;
- рассмотреть нарушения в психическом развитии.
Введение…………………………………………………………....………3
1. Структура личности……………………………………………….…….5
2. Направленность личности……………………………………......……. 6
3. Психологическая структура личности………………………....….…...7
4. Статистическая и динамическая структуры личности……..…..……10
5. Нарушения личности……………………………..………………...….12
6. Компенсаторные механизмы…………………..………………..….…17
7. Нарушение в психическом развитии и компенсаторные
механизмы…………………………………….……………………..….21
Заключение………………………………………………………….…….24
Список использованной литературы……………………………….……25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Структура личности……………………………………………….…….
2. Направленность личности……………………………………......……
3. Психологическая структура личности………………………....….…...7
4. Статистическая и динамическая структуры личности……..…..……10
5. Нарушения личности……………………………..………………...
6. Компенсаторные механизмы…………………..………………..….…1
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….……25
Введение
Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определения личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент, подбираться определенные тесты.
Нарушения личности – системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. Как показывают исследования личностных расстройств при различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.
Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.
Б.В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятельностном системном анализе[1]. При этом деятельность исследуется через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.
В данной практической работе объектом исследования является – нарушение личности и компенсаторные механизмы, предметом – структура личности.
Цель: изучить структуру личности и компенсаторные механизмы.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме структура личности и компенсаторные механизмы;
- дать определение понятия «структура личности»;
- рассмотреть компенсаторные механизмы;
- рассмотреть нарушения личности;
- рассмотреть нарушения в психическом развитии.
1. Структура личности
Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.
В зависимости от того, как мы представляем структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею.
Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: опыт и способности человека, его темперамент и характер. В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует «Я»: хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.
2. Направленность личности
Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристерика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.
Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков[2].
Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть.
Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространено деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
3. Психологическая структура личности
В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли, достаточно полно характеризуют личность[3]:
1. Уверенность в себе – неуверенность.
2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
6. Мягкость – черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.
10. Реализм – аутизм.
11. Сила воли – безволие.
12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность – неуверенность.
15. Взрослость – инфантилизм.
16. Тактичность – бестактность.
17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
18. Веселость – грустность.
19. Очарованность – разочарованность.
20. Общительность – необщительность.
21. Активность – пассивность.
22. Самостоятельность – конформность.
23. Экспрессивность – сдержанность.
24. Разнообразие интересов – узость интересов.
25. Чувствительность – холодность.
26. Серьезность – ветреность.
27. Честность – лживость.
28. Агрессивность – доброта.
29. Бодрость – веселость.
30. Оптимизм – пессимизм.
31. Смелость – трусость.
32. Щедрость – скупость.
33. Независимость – зависимость.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора;
- развитые творческие способности;
- неприятие условностей;
- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
- способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
4. Статистическая и динамическая структуры личности
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под
статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.
Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:
- всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
- социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
- индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности)[4].
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида.
Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
5. Нарушения личности
Разрушая психическую деятельность человека, болезнь при определенных условиях приводит к изменению именно личностного компонента. Происходит формирование новых мотивов, изменяются соотношения потребностей, мотивов, их содержание и иерархия, переживания. Образуется некая модель формирования потребностей, мотивов (пусть даже патологических).
Информация о работе Нарушение структуры личности и компенсаторные механизмы