Нарративная психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Ответственность нарративного терапевта в том, чтобы направление спрашивания соответствовало интересам клиентов и открывало пространство для исследования, и дальнейшего уплотнения или деконструкции названных ими нарративов. Вопросы терапевта постоянно осмысливаются в контексте личного опыта клиентов (Это именно то, о чём бы вы хотели поговорить? Эта беседа помогает вам? Как именно? Были ли вопросы, которые показались вам более полезными? Почему?).

Содержание

Введение _______________________________________________________3-5



1. Основная часть ________________________________________________6-8



2. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках__________________________________9-11



3. Философская трактовка нарратива______________________________12-13





4. Нарративы в психологической теории и практике_________________14-16





5. Теоретические контексты нарративной терапии______________________17





Заключение___________________________________________________18-19





Список использованной литературы_________________________________20

Работа содержит 1 файл

Нарративная терапия.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Главным методом исследования в психоаналитической терапии является «кейс-стади» или «кейс-нарратив» - это изучение эвристически и коммуникативно значимых индивидуальных случаев или в целом биографий обычных людей для конструирования на их основе типических моделей психических структур. Нарратив здесь рассматривается как средство организации личного опыта, отражающее эмоциональное состояние рассказчика и стимулирующее ответную реакцию слушателя. Анализ нарративов основан на идеях интертекстуальности (все, что автор узнал до создания своего текста, невольно и неосознанно прорывается в его «творении»), множественной интерпретации и неотделимости текста от контекста, диктующего его оценку, и проводится при помощи контент-аналитических методов [6, c. 612].

Психоаналитическая терапия интерпретирует историю жизни пациента, рассказанную в ходе психотерапевтического сеанса, как нарратив, поскольку использование этого понятия оказывается продуктивным при столкновении с проблемой достоверности рассказа пациентов, когда необходимо отделить субъективную версию событий от «объективной правды», если таковая вообще существует. Хотя такой подход требует однозначного определения нарратива, которое позволило бы отличать его от «не-нарратива», существуют значительные расхождения в его понимании (рассказ пациента о событиях жизни; пересказ сновидения или фантазии; тематически единая сюжетная линия, охватывающая весь жизненный мир человека; один из модусов психотерапевтического дискурса и т.д.).

В психоаналитической терапии доминируют два подхода к рассмотрению нарратива: прагматическая трактовка предполагает решающую роль контекста в порождении значения (рассказывание истории на психотерапевтическом сеансе детерминировано отношениями «психотерапевт - пациент»); аффективно-оценочный подход связывает уникальность каждого повествования с тем, что автор неизбежно предлагает слушателю принять и разделить его точку зрения на мир. В принципе, чем сложнее структура нарратива, тем более вероятен отказ рассказчика от простой хронологически упорядоченной истории в пользу нарратива с доминированием аффективно-оценочного компонента, что требует от повествующего достаточной степени нарративной компетентности. Последняя развивается с возрастом и подразумевает, что:

     - соотношение оценочного и повествовательного компонентов изменяется в пользу первого за счет второго (увеличивается количество специфических оценочных высказываний);

      - истории удлиняются, сюжеты усложняются;

       - становятся привычными прямая речь и свободная косвенная речь;

       - основные характеристики повествования выглядят более «сглаженными»;

       - истории становятся более согласованными, а каузальная аргументация – более очевидной.

Психоаналитическая терапия вводит два определения нарратива: широкое - как процесса порождения историй, как повествования вообще; и узкое - как конкретной, четко очерченной формы повествования, характеризующейся наличием конфликта и его разрешением и, соответственно, изменением состояния актанта или ситуации в конце повествования по сравнению с его началом. В отличие от других повествовательных форм («отчета», «описания»), не требующих непременной активности действующих лиц по осуществлению изменений, нарратив предполагает динамику состояний в результате деятельности персонажей. Повествование считается нарративным, если соответствует следующим семантическим критериям[:

       - оно репрезентирует временную последовательность событий, которые изменяют состояние актанта или его окружения;

       - оно отчетливо и конкретно указывает на место и время действия и действующих лиц.

Нарративы личного опыта используются в психоаналитической терапии, чтобы изменить жизнь пациента путем ее пересказывания, иной интерпретации и конструирования более удовлетворительного опыта. Поэтому базовой техникой нарративной терапии является экстернализация – лингвистическая практика, помогающая людям отделить себя от проблемно насыщенных историй, которые они воспринимают как собственную идентичность: посмотрев на свои проблемы со стороны, человек может взять на себя ответственность за их разрешение. Экстернализация исключает эффект «наклеивания ярлыков» и способствует тому, чтобы человек направил свои усилия на борьбу с проблемами, а не с людьми. Для этого нарративная психотерапия акцентирует противоречивость субъективного опыта: нет экспертов, нет объективных истин, нет конечной интерпретации или конечного интерпретатора, на которого можно было бы сослаться, чтобы подтвердить легитимность и истинность любого повествования, включая саму нарративную психотерапию [3, c. 450].

Таким образом, в рамках психологии нарратив может рассматриваться и как новый теоретический подход (в нарративной психологии), и как эмпирический объект анализа (в психоаналитической, или нарративной, терапии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.    Теоретические контексты нарративной терапии

 

 

       Нарративная терапия возникла и существует в определенных контекстах, это: постмодернизм, конструктивизме, пост-структурализм, социальный конструктивизм.

       В постсруктурализме (изначально методе анализа текстов, пришедшем на смену структурализму) есть несколько взаимосвязанных идей, используемых нарративными терапевтами. Идея интертекстуальности – идея о существовании текста в пространстве других текстов. Текст может отсылать к тем текстам, о которых в нем даже формально не упоминается. Все, что автор прочитал до написания своего текста, прорывается в его собственном произведении даже помимо его воли и сознания.  Идея о бесконечной интерпретации текста – сколько читателей – столько интерпретаций (отсюда следует невозможность наличия эксперта, критика, конечного интерпретатора). И, наконец, обобщающая эти две идеи, концепция неотделимости текста от контекста, где контекст понимается как точка отсчета, относительно которой совершается интерпретация событий, действий и т д. В зависимости от контекста один и тот же текст (поведение, действие, мысли, слово, теория) может оцениваться по-разному [1, c. 89]. 

       Таким образом, и разделяющую эти идеи нарративную терапию, нужно рассматривать в единстве с контекстами ее существования.

       Тем не менее, сами нарративные терапевты в большинстве своем соглашаются, что их подход постмодернистский и отсылает к множеству теорий и историй определяющих себя как постмодернистские. Поэтому, говоря о том или ином аспекте нарративной терапии, нужно, прежде всего, указывать на эти ссылки и границы, делающие этот подход не модернистским или постмодернистским.

       О конструктивизме, в самом общем виде – это в обоих случаях междисциплинарный дискурс, основное положение которого сводится к тому, что так называемая объективная реальность является продуктом человеческого общения, и что знание не обретается пассивным образом, а активно конструируется познающим субъектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Нарративная (повествовательная) терапия – это увлекательное и динамично развивающееся во всём мире постмодернистское направление консультирования. Этот подход основывается на представлении о том, что мы осмысливаем и строим жизнь на основе историй, которые рассказываем друг другу и самим себе. Личные нарративы вписываются в контекст широких историй нашей культуры. Люди, приходящие на терапию, часто находятся во власти социальных стереотипов, которые создают проблемы и закрывают возможности для их решения. Для конструирования предпочитаемой личной истории формируется рефлексивная команда, которая выявляет и поддерживает полезные для этого знания, способности и умения человека [1, c. 98].

       Было сформулировано следующие описание этого подхода: основная предпосылка нарративной терапии это идея, что жизни и отношения людей формируются:

 

               -знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта.

 

                -определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями.

 

 

       Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы:

 

                -позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;

 

                -помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие.

 

                -поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности, и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.

 

       Нарративная терапия это подход к консультированию и социальной работе, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям [6, c. 189].

       В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и компетенций, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой.

       Важными принципами работы в этом подходе являются неподдельное любопытство со стороны терапевта и его искреннее желание задавать вопросы, на которые он действительно не знает ответа, а, следовательно, готов услышать и принять любой [3, c. 507].

       Терапевтическая беседа может принять любое направление, всегда существует множество возможных путей (нет какого-то одного "правильного" хода беседы известного терапевту как эксперту).

       Человек, консультирующийся у терапевта, играет существенную роль в определении хода терапевтического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

       1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. - М. : Гардараки, 2004.- 320с.

 

 

       2. Основы психологии семьи и семейного консультировании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. Ред. И.И. Посысоева.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 328с.

 

 

       3. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия/ Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2ч. – М.,2004.- 712с.

 

 

       4. Учебное пособие по психологическому консультированию. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004.- 704с.

 

 

       5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская.- СПб.: Речь, 2005.-  336с.

 

 

       6. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- 3-е изд / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис.- Спб.: Питер, 2002.- 656с.

 

 

 



Информация о работе Нарративная психотерапия