Направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики. По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие и сущность направленности личности ……………………………....4
Глава 2. Мотивационная сфера личности …………………………………………….....8
Глава 3. Гендерные различия направленности личности в трудовой деятельности...11
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………………....15

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии 2.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

    Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

    – больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

    – делают необоснованные и поспешные  выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

    – пытаются навязать свою волю группе

    – окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

    Люди  с направленностью на взаимные действия:

    – избегают прямого решения проблемы

    – уступают давлению группы

    – не высказывают оригинальных идей и  не легко понять, что такой человек  хочет выразить

    – не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

    Люди  с деловой направленностью:

    – помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

    – поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

    – легко и доступно излагают свои мысли  и соображения

    – берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

    – не уклоняются от непосредственного  решения проблемы

    Направленность  всегда социально обусловлена и  формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает  как свойство личности, проявляющееся  в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

    Для сравнения направленности личности у мужчин и женщин мы обратимся к следующему параграфу. Здесь мы рассмотрим гендерные различия в трудовой деятельности.

 

Глава 2. Мотивационная сфера личности.

    Термин "мотивация" представляет более  широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

    Любая форма поведения может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов  объяснения выступают психологические  свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

    Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

    Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной  деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие  от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

    Из  всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Как отмечает Я.Л. Коломенский: «потребности - это осознание и переживание человеческой нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности».

    Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным  с потребностями, является избирательность  реагирования живого именно на то, что  составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

    Количество  и качество потребностей, которые  имеют живые существа, зависит  от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

    Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации ("Мотивация и личность"), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

    1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение  и др.

    2. Потребности в безопасности - чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

    3. Потребности в принадлежности  и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть  принятым ими.

    4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

    5. Познавательные потребности - знать,  уметь, понимать, исследовать.

    6. Эстетические потребности - гармония, симметрия, порядок, красота.

    7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

    В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности  могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены  его более низшие потребности. Что  же касается самого высокого класса способностей - самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.

    Основные  характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

    Второе  после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

    Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной  сферы человека. Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

    Под широтой мотивационной сферы  понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у  человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

    Гибкость  мотивационной сферы характеризует  процесс мотивации следующим  образом. Более гибкой считается  такая мотивационная сфера, в  которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

    Например, более гибкой является мотивационная  сфера человека, который в зависимости  от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

    Заметим, что широта и гибкость характеризуют  мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

    Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации  мотивационной сферы, взятого в  отдельности. Потребности, мотивы и  цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

    Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. А.А. Люблинская даёт следующее определение интереса: «Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности».

    Задача  как частный ситуационно - мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

    Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных  факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

    Источниками смыслов, определяющими, что для  человека значимо, а что нет, и  почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Любой социальной группе - от отдельной семьи до человечества как целого - присуща направленность на определенные общие ценности: идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Итак, ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл.

Информация о работе Направленность личности