Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:48, реферат
Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики. По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие и сущность направленности личности ……………………………....4
Глава 2. Мотивационная сфера личности …………………………………………….....8
Глава 3. Гендерные различия направленности личности в трудовой деятельности...11
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………………....15
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет
заочного обучения
Кафедра
гуманитарных и социальных дисциплин
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Психология
и педагогика»
на
тему: «Направленность
личности».
Работа
выполнена:
____________________
(Зачет/незачет)
____________________
(Подпись
преподавателя)
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Введение………………………………………………
Глава 1.Понятие и сущность направленности личности ……………………………....4
Глава 2. Мотивационная сфера личности …………………………………………….....8
Глава 3. Гендерные различия направленности личности в трудовой деятельности...11
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики. По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Рассматривая
историю развития психики ребёнка,
мы не можем обойтись без анализа
потребности в новых
Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
Актуальность данной работы позволяет определить наиболее важные для человека потребности и желания, ориентирующие его на определенное поведение и деятельность, а также достижение относительно сложных поставленных жизненных целей. Научная значимость моей работы позволит расширить свой кругозор относительно выбранной темы.
На сегодняшний день в обществе существует такая тенденция, что каждый в этой жизни за себя, а изучение данной темы поможет разобраться в направленности личности людей, которые окружают нас, узнать их цели и те или иные склонности. Значимость работы в профессиональной деятельности врачей, педагогов, психологов очень велика, так как по роду своей деятельности они работают постоянно с людьми и им просто необходимо понимать, что желает человек, какие у него потребности и возможные мотивы поведения, эти знания могут использоваться для преодоления или предупреждения появления проблем в производственных и межличностных взаимоотношениях.
Глава 1. Понятие и сущность направленности личности.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Все виды человеческой активности, направленности проявляются в особенностях интересов личности, целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
-
влечение - недостаточно полное
-
склонность - проявление потребностно-
-
идеал (от греч. идея, первообраз)
- образ, являющийся воплощением
совершенства и образцом
- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.
Сочетание
мышления и воли, проявляемых в
поведении и действиях
- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;
- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;
-
позиция - устойчивая система
отношений человека к
-
цель - желаемый и представляемый
результат конкретной
В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.
Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.
Рассмотрение различных подходов к личности вызывает необходимость остановиться на современных теориях, которые можно положить в основу изучения и организации воспитания и развития личности, формирование её направленности. В настоящее время в психолого-педагогической науке существует несколько теорий развития личности.
Психологическая
теория развития личности (теория черт).
Она связывается с
Социальная теория развития личности включает в себя формирование внешнего поведения, готовность выполнять определенные социальные функции, общественные роли, то есть создавать соответствующий статус, иметь направленность.
Теория
социального научения связана с
приобретением личностью
Интеракционистская теория развития личности основывается на базе двух факторов - наследственности и среды, последние обеспечивают формирование новых личностных черт, не относимых только к внутренним или внешним проявлениям.
Гуманистическая теория развития личности включает в себя нравственное самосовершенствование, развитие мотивационно - потребностной сферы личности, систему устойчивых ценностных ориентаций и нравственных установок.
Каждая из этих теорий отражает ту или иную сторону развития личности, поэтому имеет право на своё существование. Личность развивается, отмечал К.К. Платонов, как в процессе истории человечества, так и в системе индивидуального развития. Человек родился биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно - исторического опыта человечества.[2]
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая
направленность - отражает преобладание
мотивов порождаемых самой