Наказание и принуждение как средство воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1

Глава 1 понятие воспитание направления воспитательного процесса и его методы……………………………………………………………………………..3
Воспитание и его основные цели…………………………………………….3
Общественная направленность воспитания…………………………………4
Методы воспитательного процесса…………………………………………10

Глава 2. Принуждение и наказание в воспитании……………………………..13

2.1 Наказание в воспитании……………………………………………………..13

2.2 Принуждение в воспитании…………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Принуждение очень сильное средство, и злоупотреблять им крайне опасно. Добиваясь выполнения требований, надо разъяснить ребенку  важность умения подчиняться, помочь осознать необходимость требований, которые  предъявляют к нему и которые он сам должен предъявлять к себе. (7 с 134)

Принуждение эффективно в случаях, когда требование, предъявляемое ребенку, выполнимо. Можно с помощью принуждения  заставить ребенка вовремя готовить уроки, можно даже вопреки его  воле заставить заниматься музыкой, если вы видите, что у сына или дочери есть способности. Однако нельзя воспитать принуждением или, лучше сказать, только принуждением инициативную, творческую личность.

Эффект  принуждения основан на силе родительского  авторитета, на личном примере родителей. В отдельных случаях, когда нет уверенности, что принуждение обязательно даст положительный результат, лучше «ничего не заметить». Это не означает капитуляции. Немного выждав и подготовив условия, при которых ребенок не может не подчиниться, можно снова прибегнуть к принуждению.

Пренебрежение тактической стороной дела может  привести к тому, что принуждение  станет бессильным.

За последнее  десятилетие в нашей жизни  произошли большие изменения. Эти  изменения обусловлены социально-экономическими, политическими, правовыми, национальными и другими причинами.

Поэтому родителям необходимы новые прогрессивные  и реально помогающие методы воспитания  детей в современной действительности. Для более быстрого и эффективного изучения  новых методов и форм воспитания воспользуемся методом сравнения. 
 

 Существует  большое различие между тем,  что необходимо для подготовки  ребенка к жизни в  современных  условиях и тем, что требовалось  для его жизни в условиях  авторитарного режима.  (8 с 56) 

 Наши  права претерпели изменения. То же самое случилось с правами наших детей. Пришло время признать этот факт и пополнить содержание  семейной энциклопедии воспитания реально работающими методами, которые помогут взаимодействовать родителям и детям.

 Вот  такая гармония в воспитании -  счастливый баланс для родителей и детей, наверное, устроит всех. (9 с 345) 

Как установить счастливый баланс между принуждением  и взаимопониманием?

 Чтобы  было ясно и понятно, на минуту  вернемся к педагогической терминологии.

 Родители  тем или иным образом воздействуют на ребенка. Так что же такое воздействие?

Воздействие — осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается  в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения  на другого.

 В  социально-психологической науке выделяют два основных вида воздействия — прямое (открытое) и косвенное.

Прямое  воздействие - это  непосредственное обращение к ребенку  с целью  предъявления ему каких-либо требований или предложений. Например, родители довольно частого использования именно такого типа воздействия.  

 Недостаток  такого взаимодействия с ребенком  – слишком прямолинейная и  не гибкая тактика. А в результате  противодействия ребенка родителям  стороны  получают конфликтные  ситуации. По сути это и есть  «авторитарное воздействие».

 Поэтому  более эффективным оказывается  прием косвенного воздействия.  Суть его заключается в следующем.  Родители  направляют свои усилия  не  на ребенка, а на его  окружение. Цель данного приема -изменяя обстоятельства жизнедеятельности  ребенка, изменить в нужном направлении и его самого. По сути это и  есть «демократическое воздействие».

К чему приводят принуждения?  

 Авторитарное  воздействие изначально рассматривает  самих детей и ситуации, связанные  с ними, как нечто негативное, такое, с чем нужно «бороться», используя методы принуждения, что неизменно влечет за собой разобщение родителей и детей. 

 Принуждение  используется для того, чтобы  подчинить действия ребенка желаниям  родителей. При этом в ход  идут обвинения, угрозы, наказания, рукоприкладство, осуждение, сарказм, запугивание, унижение, покрикивания, придирки или другие попытки насильно заставить ребенка сделать что-нибудь против его собственной воли.

 Авторитарное  воздействие основано на страхе, а не на любви, и учит детей быть зависимыми от внешних факторов. Истоки вины за свои ошибки, а также своего счастья они ищут за пределами собственного поведения.

Причины принуждения.

 Когда  вы подвергаете ребенка такому  воздействию, то это, наверняка,  происходит потому, что вы сами чем-то озабочены в жизни. Возможно, вы только что поскандалили с мужем или женой, вы не успели сделать свои дела, вы спешите куда-нибудь, у вас конфликт на работе, вас беспокоит денежная проблема и т. д. 

 Иногда  родители принуждают детей, потому  что находится во власти собственных переживаний или никак не могут сконцентрироваться на  решении своих проблем.  Возможно, в оправдание своим действиям у вас и сложилось убеждение, что детей нужно наказывать, чтобы чему-нибудь их научить.

 Когда  ребенок или один из супругов делает то, что не по нраву другому, то этот другой применяет метод принудительного воздействия с целью изменить положение дел в свою пользу, и напряжение возрастает. Все заканчивается высказываниями и поступками, которые мы впоследствии стремимся вычеркнуть из памяти навсегда.

Результат принуждения.

 Постоянное  применение авторитарного воздействия  на личность влечет за собой  месть, враждебность, обвинения в  адрес друг друга. Упреки, напряженные  отношения в семье, заниженная  самооценка также могут привести к тому, что близкий человек откажется пойти вам навстречу и перестанет вас уважать.( 10 с 89) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание  теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

передачу  социального опыта человечества и мировой культуры

непосредственное  воспитательное воздействие на человека или группу людей 

организацию жизни и деятельности воспитанника

создание  условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.  

В целом  воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс  их взаимодействия, а также условия  протекания этого процесса.  

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью  является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.  

Поставленные  перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит  от следующих факторов:

совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств 

учета индивидуальных особенностей воспитанника

условий и обстоятельств проведения воспитательного  процесса  

В целом  каждая воспитательная система несет  на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений  и многого другого. В целях  и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  Литературы  
 

1.Белкин. А С. Проступки можно предупредить, Свердловск, 1967. С 45

2.Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е  изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.

3 Гордин. А.Ю.  Нравственное воспитание  школьников в труде, М., 1967 с78

4.  Крутецкий. В. А.  Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970 с125

5. Левитов.  М.Д. О психических состояниях  человека, М., 1964.с 234

6. Олесницкий. М.А Полный курс педагогики, К., 1955.с150

7.   Рубинштейн. Л.С.  Основы общей психологии, М., 1960. с 134

8. Спенсер. Г   Воспитание умственное, нравственное, физическое, М., 1972.с 56

9. Струбицкий  В.В . Меры поощрения и наказания  и методика их применения в

нравственном  воспитании учащихся, С., 1961. с 345

10  Фармаковский. В.И  Методика школьной дисциплины,  О., 1931. с 89

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интернет  ресурсы  

      http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=6489

       http://school library.ioso.ru/index.php?news_id=178

Информация о работе Наказание и принуждение как средство воспитания