Наблюдение как метод психологического иследования

Автор: t************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:25, доклад

Описание работы

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Работа содержит 1 файл

Доклад по психологии.docx

— 35.99 Кб (Скачать)

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Схема 1. Этапы исследования методом наблюдения 

     Главная задача исследователя на стадии организации  наблюдения — определить, в каких  актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление  или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные  характеристики поведения и их кодификаторы составляют так называемую "схему  наблюдения"

     Преимущества  метода наблюдения:

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;
  • Оперативность получения информации;
  • Относительная дешевизна метода.
 

     Недостатки  метода наблюдения:

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов;
  • На результаты наблюдения могут повлиять:
  • настроение наблюдателя;
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;
  • предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);
  • комплексность наблюдаемых ситуаций;
  • усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);
  • адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);
  • ошибки моделирования.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов;
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения;
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных);
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей;
  • Необъективность наблюдателя.   Человек   очень   редко   оценивает    ситуацию    абсолютно беспристрастно (ему  свойственно  делать  выводы).  Личностные  особенности

    наблюдателя определенно сказываются на его  впечатлениях. 

  •  Наблюдению  не подлежат события прошлого,  многие  явления  и  процессы  массового характера, вычленение  небольшой части которых делает  их  изучение непредставительным.

      
     

     Итак, наблюдение - древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество - это изучение социальных процессов  в естественных условиях. Основными  недостатками являются - ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой  ситуации, невозможность повторения наблюдений,  установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.  

     Список  литературы 

    1. Андреева  Г. Социальная психология. - Москва: Аспект Пресс, 1999, 375 с.
    2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40—43.
    3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.
    4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423
    5. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.

 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД ПО ПСИХОЛОГИИ

на тему:

Наблюдение  как метод психологического исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  Юрова И.А.

Группа  ПЗП-11 
 

2011г.

Информация о работе Наблюдение как метод психологического иследования