Наблюдение как метод психологического иследования

Автор: t************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:25, доклад

Описание работы

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Работа содержит 1 файл

Доклад по психологии.docx

— 35.99 Кб (Скачать)
 

     Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

     Социально психологическое наблюдение, как  метод сбора научной информации – это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

       К процедуре наблюдения предъявляются  следующие требования:  
а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);  
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);  
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);  
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);  
д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).  
           Метод наблюдения используется в социальной психологии при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах:

     - во-первых, для того чтобы получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

     - во-вторых, метод наблюдения используют, когда надо получить иллюстративные данные. Они, как правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.

     - в-третьих, наблюдение выступает  в качестве основного приема  получения первичной информации. Если перед исследователем стоит  эта цель, то ему необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода.

     Таким образом, наблюдение используется тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

     Наблюдение  может осуществляться непосредственно  исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

     Наблюдение может  быть:

    1. Систематическое и несистематическое;
    2. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам);
    3. Внешним и внутренним;
    4. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным;
    5. Самонаблюдение;
    6. Непосредственное и опосредованное.

 

      1) Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

          Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

     Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

     Систематическое наблюдение проводится по определенному  плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация  условий внешней среды.

     2)Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

     3)Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

     4)Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных "объектов" наблюдения) при минимальных искажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистематическим. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

     В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия по формированию навыков менеджмента и т.д..  

          5) Самонаблюдение

     Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.

Тем не менее  метод самонаблюдения очень важен  для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое  содержание. При этом в большинстве  случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу  своих переживаний. Поэтому, для  того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать  свое состояние и свои переживания.

     Самонаблюдение  часто применяется в условиях эксперимента. В этом случае оно  приобретает наиболее точный характер и его принято называть экспериментальным  самонаблюдением. Характерной чертой его является то, что опрос человека проводится при точно учитываемых  условиях опыта, в те моменты, которые  наиболее интересуют исследователя. 

               6)Непосредственное наблюдение - когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии.  

Опосредованное - когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет. формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к биографии, аудио- или видеозаписям и т.д.

     Формы наблюдения

 
     
  • Осознанное  наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды
 

     Осознанное  наблюдение. Наблюдаемому человеку известно, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

     Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

     Особенности: наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

     Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

     Неосознанное  внутреннее наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

     Данная  форма наблюдения особенно удобна для  исследования социального поведения  малых групп, при этом присутствие  наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается  в наблюдении, будучи неизвестным  наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические  вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу  иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

     Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

     Особенности: факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

     Однако  у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией  результатов, в том числе и  потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких  контактах с наблюдаемыми может  потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой  группы.

     Неосознанное  внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

     Данная  форма наблюдения удобна тем, что  исследователь не стесняет поведение  наблюдаемых и не провоцирует  акты их поведения, которые бы соответствовали  целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

     Особенности: при такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действия. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

     Однако  вместе с тем наблюдатель ограничен  в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть  контекстной ситуации, в которой  производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные  события, не нарушив тем самым  ход исследования.

     Наблюдение  окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов. [3] 
 

     Этапы исследования методом наблюдения (схема 1): 

Информация о работе Наблюдение как метод психологического иследования