Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 17:10, научная работа

Описание работы

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов.

Работа содержит 1 файл

психология - копия.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов.

Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Процесс мышления протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст. Особенность мышления - его опосредованный характер. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. "в уме".

Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие. Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Представители ассоциативной психологии не видели поэтому необходимости в специальном исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение – как ассоциация представлений; умозаключение – как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него.

 

 

 

1.МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ.

 

              Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Мышление является активной функцией интеллекта и совершается по законам логики. Мышление мы можем поставить в соответствие слово "обдумывание".

              Мышление – это разум в действии, в работе. С другой стороны, мышление – это функция мозга, т.е. процесс, имеющий определенную материальную основу.

              Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков . Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям. Вторым является , не менее важным, признаком мышления является опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации.

              Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект -это способность к мышлению, а мышление - процесс реализации интеллекта. Т.е другими словами интеллект -  это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

              Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Мышление рассматривается прежде всего  как вид познания. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений внешнего мира, его моделей, или образом. Например для того чтобы экономист получил выгоду, ему нужно продумать как получить больше выгоды и удовлетворить своё начальство.

              Мышление определяется как посредственное и обобщенное познание объективной реальности. Мышление как и познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим средством биологической адаптации.

              Мышление может приводить и к неполному и даже к ошибочному отражению действительности. Мышление, с одной стороны, должно опираться на «живое созерцание» окружающей действительности. Какими бы сложными процессы ни были, если они не опираются на непосредственное восприятие действительности, то легко теряют свой объективный характер. С другой же стороны, без практической проверки результаты мышления также могут оказаться ошибочными, не соответствующими реальной действительности.

              Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества, ум, рассудок человека определяются его кругом интересов, объемом знаний. Важное значение для интеллекта имеет также речь, которая играет существенную роль в формировании и использовании понятий, приобретенных знаний и опыта. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность успешно заниматься любой деятельностью.

              Так же мышления делиться на виды:

- Логическое мышление

- Комбинаторное мышление

- Нестандартное мышление

- Панорамное мышление

- Латеральное мышление

- Концептуальное мышление

- Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач.               - Практическое мышление( вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами)

- Патогенное мышление

- Стратегическое мышление(это способность думать системно, т.е. принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности, которые довольно часто представляются нам на данный момент времени не достижимыми для нашей компании.)

- Музыкальное мышление

Классификация по уровню психических процессов:

- аналитическое;

- интуитивное.

Операции мышления

Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация — группировка предметов по признакам.

Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация — выделение частного из общего.

Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

В наше время экономист должен владеть хорошим теоретическим багажом, для того, чтобы разбираться в законах экономики и правилах развития общества как такового, уметь разбирать статистические данные и давать им правильную интерпретацию, уметь думать не просто в соответствие с законами логики, но и владеть даром экстраполяции — распространения решений из данных на следующее развитие ситуации. И так для чего профессиональному экономисту мышление и интеллект ? А для того чтобы,  современный экономист умел принимать обоснованные решения, умел видеть, формулировать и правильно разрешать проблему, умел прогнозировать и определять экономический эффект, создавал инновационные экономические модели, проекты и внедрять их в реальную экономику. Интеллект нужен для экономиста чтоб он правильно излагал свои предложения для увеличения прибыли.

 

2.ТВОРЧЕСТВО

 

Мышление тесно связано с открытием нового, с творчеством.

Однако творчество не может быть отождествлено с мышлением. Мышление как отмечено - это один из видов познания. Творчество же возможно не только в познании. Процесс творчества связан с особенностями задач.

Существуем мнение, что в каждой деятельности присутствует элемент творчества в том числе и у экономистов, т.е момент нового, оригинального подхода к её выполнению.

              Основной творческий процесс является интуитивный механизм, который по словам Я.А. Пономареву, определяется двойственностью результата деятельности.

Существует множество видов творчества :

                    производственно-техническое

                    изобретательское

                    научное

                    политическое

                    организаторское

                    философское

                    художественное

                    мифологическое

                    религиозное

                    повседневно-бытовое и т.п.

              Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

              Творчество как один из видов деятельности и креативность как  устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.  Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания групп.

              Так же в творчестве существуют стадии. Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, выделили четыре стадии творческого мышления:

1.                  Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2.                  Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3.                  Озарение — появление интуитивного решения.

4.                  Проверка — испытание и/или реализация решения.

              Чем же экономисту помогает творчество в работе? А тем что экономист он не как бухгалтер. У бухгалтера есть определенные суммы, по которым он должен проводить все операции цифру к цифре. А экономист на оборот  берет фразу, суммы неоткуда. Его обязанность придумать сформулировать задачу перед собой, дальше проанализировать и только после этого высказывать свою точку зрения и свое решение.

 

3.ВНИМАНИЕ

 

              Самым главным для всех сфер деятельности является внимательность.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часть в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологической концепций, как внимание. Часто внимание объясняются успехи в учебе, работе, а невнимательность - ошибки, промахи и неудачи, потери.

              Особенности внимания с необходимости диагностируются при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а так же для определения текущего состояния человека. Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты.

Не менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направлен­ное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2.              Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психи­ческого образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, ис­полнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена внима­нием.

3.               В отличие от действий, направленных на производство определенного про­дукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного резуль­тата.

4.              Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оце­нивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5.              Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — яв­ляются результатом формирования новых умственных действий.

6.               Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание.

              Существует несколько разных классификаций видов внимания.  Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

              1.Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного внимания весь­ма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины.

              2.Произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

              Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Информация о работе Мышление