Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий.

Содержание

Введение 3
1 Определение мышления 4
2 Классификации видов мышления 6
3 История изучения 10
4 Содержание мыслительного процесса 19
5 Индивидуальные особенности мышления 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Джером  Брунер, еще один видный представитель  когнитивизма, утверждал, что познание человека носит прежде всего чувственный  и двигательный характер. Ничто, по мнению Брунера, не может оформиться в мысль до того, как пройдет  через человеческие чувства и  через двигательную активность, направленную во внешний мир. Развитие мышления проходит в несколько этапов. К обозначенному выше сенсомоторному отображению действительности добавляется иконическое отображение (запечатление мира в мысленных образах), а позднее символическое представление (мир образов дополняется миром понятий).

     Стимулом  для формирования высших проявлений мышления, с точки зрения когнитивистов, служит в основном речь. В процессе своего развития ребенок учится усваивать  и формировать понятия.

     В умственной деятельности понятия выполняют несколько важных функций:

     • Когнитивная экономия. Когнитивная  экономия представляет собой деление  мира на единицы, которыми можно манипулировать. Вследствие этого мы освобождаемся  от необходимости обозначать каждый предмет и явление отдельным словом, а относим его к классу одинаково названных предметов или явлений («человек», «шкаф», «точка»).

     • Выход за пределы данной информации (прогноз). Отнесение объекта, действия или состояния к некоторому понятию  автоматически означает, что этот объект, действие или состояние обладает рядом свойств, связываемых этим понятием. В их число входят и свойства, не воспринимаемые в данный момент. Эта функция понятия позволяет нам предсказать ту информацию, которая на первый взгляд не видна. Так, понятие «черемуха» включает в себя наши преставления о дереве лиственной породы, цветущем весной белыми цветами, а летом дающем урожай терпких, сладких ягод со специфическим вкусом. Видимыми свойствами (форма листьев, цветов) мы можем воспользоваться для категоризации объекта как «черемуха» и сделать прогноз относительно пока невидимых свойств (будущих ягод).

     Бихевиористские концепции

     Согласно  гипотезе Джона Уотсона11 и мысль, и речь порождаются одной и той же двигательной активностью. Разница заключается лишь в том, что мысль — это внутренний диалог, а речь — мысль, произносимая вслух. Психологи-бихевиористы внутреннюю мыслительную деятельность представляют как совокупность сложных цепей внутренних речевых навыков, формирующихся по схеме «стимул—реакция». Свои построения бихевиористы подкрепляли любопытными экспериментами. К языку или нижней губе человека, совершавшего мыслительные операции (например, перемножающего в уме какие-то числа), присоединялись электроды. Оказывалось, что чувствительный прибор, соединенный с этими электродами, регистрировал выраженные изменения электрического потенциала. Аналогичные изменения потенциала при мысленном решении задач снимались с кончиков пальцев глухого человека, общающегося с помощью жестов. Вывод, который делают бихевиористы, выглядит приблизительно так: мышление всегда сопровождается двигательной активностью. Справедливости ради надо отметить, что мысль все же богаче речи и она не всегда оформлена словом.

     Информационно-кибернетическая  теория

     В последние несколько десятилетий  на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационно-кибернетической теории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи. Оказалось, что многие специальные операции, которые применяются в программах машинной обработки информации и в процессе решения задач на ЭВМ, похожи на те, которыми в мышлении пользуется человек. Это открывает возможность изучения операций человеческого мышления на ЭВМ и построения машинных моделей интеллекта. 

     4 Содержание мыслительного  процесса

 

     Благодаря использованию данных самонаблюдения известных ученых (таких как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре стадии творческого мышления: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта мышления.

     Анри  Пуанкаре в своём докладе12 в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

     Стадии

     1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

     «В  течение двух недель я пытался  доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

     2. За этим следует более или  менее продолжительный период, в  течение которого человек не  думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

     3. И наконец наступает момент, когда  внезапно, без непосредственно предшествовавших  этому размышлений о задаче, в  случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

     «Однажды  вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог  заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две  из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

     В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь  не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую  видимой работу бессознательного, непосредственно  предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]»13.

     4. После этого, когда ключевая  для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

     «К  утру я установил существование  одного класса этих функций, который  соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько  часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

     Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц — элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

     Пуанкаре  замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

     Первоначальная  сознательная работа над задачей  актуализирует, «приводит в движение»  те элементы будущих комбинаций, которые  имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной  работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

     Определение мышления может рассматриваться  в рамках решения какой-либо задачи и соответственно быть обусловлено  определенными факторами.

     По  С.Л. Рубинштейну14, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце

     В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно  различать несколько основных этапов или фаз:

     1) осознание проблемной ситуации;

     2) на втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

     3) ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

     4) четвертый этап характеризуется появлением гипотез как предположений о способах решения задач;

     5) реализация гипотезы;

     6) проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения;

     7) внесение необходимых изменений  (корректировка)15

     Основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также афферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.

     Определение мышления как процесса решения задач  используется, главным образом, в  экспериментальных исследованиях  конкретных механизмов познания, при  диагностике мышления. Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя:

     - набор определенных условий;

     - требование, которого нужно достичь.

     С психологической точки зрения, требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условием - средства ее достижения. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия в субъективной структуре - между целью и средствами. Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели и поиск необходимых для этого средств в определенных условиях.

     Выделяют  три типа мыслительных действий, характерных  для процесса решения задач:

     - ориентировочные действия;

     - исполнительные действия;

     - нахождение ответа.

     Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения.

     Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

     Нахождение  ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

     Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

     - анализ;

     - сравнение;

     - абстрагирование;

     - синтез;

     - обобщение;

Информация о работе Мышление