Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:27, реферат

Описание работы

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира,открытия в нем все новых и новых процессов, свойств взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна и бесконечен процесс её познания. Каждый человек делант множество открытий в своей жизни. Например, каждый школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя что-то новое. И именно мышление устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового.

Содержание

1.Введение
2.Мышление-определение, особенности мышления, его виды
2.1.творческое мышление
2.2.теоретически практическое мышление

Работа содержит 1 файл

мышление собранное.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

По преобладающим способам и психическим  процессам, включенным в мышление, выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное (теоретическо-образное) и абстрактно-логическое (теоретическое понятийное). Эти виды мышления по характеристики генезис развития являются этапами развития мышления в онтогенезе.

Теоретическое понятийное  мышление –это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями,полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретически-понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Наглядно-образное (теоретическо-образное) мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они формируются непосредственно в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог увидеть непосредственно решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов.

Оба вида мышления - теоретическое  понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют, но не выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности; теоретическое  образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем  объективно-понятийное. Без того или  другого мышления наше восприятие действительности не был бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттеками, каким оно является на деле. 4

Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит руководителей разного ранга и уровня, у людей так называемых операторных профессий. У всех тех, кому часто приходится принимать решении о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наглядно-действенное  мышление - его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной  и той же деятельности. Однако в  зависимости от ее характера и  конечных целей доминирует той или  иной вид мышления. По этому основанию  они все и различаются. По степени  своей сложности, по требованиям, которые  они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Все виды мышления тесно связаны между собой генетически и, с диалектической точки зрения, представляют собой степени перехода количества в новое качество, однако, не только не исключает свойств предыдущего вида мышления, но, наоборот, предполагает их использование, хотя и в виде подсобного, подчиненного средства.

Индивидуальные  особенности мышления

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности, которые у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие  качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д.

Быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются  коррекции. Эти индивидуальные особенности  мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.


Стили мышления

Различные люди часто демонстрируют  характерные для них стили мышления, которые являются достаточно стабильной характеристикой их мышления в целом.

Синтетический стиль  мышления (синтетик) - человек все время стремится создавать что-то новое, оригинальное, может комбинировать и стремиться объединить несходные, а иногда и противоположные данные и идеи. Склонен к теоретизированию и к мысленным экспериментам. Часто задает себе вопрос: "Что будет, если…?". Такие люди стремятся к созданию по возможности более широкой, обобщенной концепции, позволяющей снять противоречия различных подходов, примирить противоположные позиции. Склонны замечать противоречия в чужих рассуждениях. Видят мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен, ради разнообразия.

Идеалистический стиль мышления (идеалист) - проявляется как склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность таких людей - повышенный интерес к целям, смыслам, человеческим ценностям, нравственным проблемам. Они стремятся сглаживать противоречия, акцентируя внимание на сходствах различных позиций. Легко воспринимают новые идеи. Часто задают вопрос сами себе и другим: "Куда мы идем и почему?".

Прагматический  стиль мышления (прагматик) - человек опирается в принятии решений на свой непосредственный личный опыт. Он использует те материалы и информацию, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить результат. Эти люди живут по принципу: "Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе". Девиз прагматика - "Что-нибудь да сработает", "Годится все, что позволяет получить результат как можно быстрее". Поведение прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным. Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение. Они успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность. Склонны очень большое значение придавать материальным благам и их достижению.

Аналитический стиль  мышления (аналитик) - человек склонен систематически и всесторонне рассматривать вопросы. Он склонен к логической и методической, с акцентом на детали манере решения проблем. Прежде, чем принять решение разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов. Склонны воспринимать мир логичным, рациональным, предсказуемым, упорядоченным. Склонны искать формулу, метод или систему, позволяющую логично объяснить различные явления.

Рационалистический  стиль мышления (реалист) - человек ориентирован только на признание фактов. Для него реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установку на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным. Они начинают чувствовать дискомфорт и стремятся все исправить.

Индивидуальный стиль  мышления каждого человека влияет на способы решения проблем, которые  он выбирает, на способы поведения, на личностные особенности человека. Очевидно, что у большинства людей  существуют смешанные варианты стилей мышления, с преобладанием в той  или иной степени какого-то одного. При этом у каждого человека есть один или два ведущих стиля  мышления. Стили мышления, по сути, отвечают за постановку цели в процессе решения  проблемы.


Мыслительные  операции

Мышление как процесс состоит  в познании явлений внешнего мира путем анализа и синтеза, сравнения  и обобщения, абстракции и конкретизации  с последующим переходом к  образованию понятий.

Основные мыслительные операции:

  1. Анализ - процесс расчленения предмета или явления на составные части. В основе анализа лежит наше стремление познать предмет глубже посредством изучения каждой его части в отдельности. Если конкретный анализ обычно преследует цель фактического разделения частей, то отвлеченный анализ - это уже стремление выявить сущность предмета и явления. Как конкретный, так и отвлеченный анализ совершается в тесном взаимодействии.
  2. Синтез - получение единого целого из отдельных составных частей.  
    Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа
  3. Сравнение - установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.
  4. Обобщение - имеет место вслед за тем, как человек, проанализировав материал, и, путем сравнения, изолировав отдельные детали, свойства из числа этих последних, начинает выделять то общее и главное, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
  5. Абстракция - возможность ее появляется после того, как человек найдет и исключит все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Отвлечение от отдельных конкретно-чувственных свойств объекта и называется абстракцией.
  6. Конкретизация - необходимость ее появляется иногда в том случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.  
    Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Все охарактеризованные выше мыслительные операции и составляют основу мышления.



Заключение.

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает  о существовании рентгеновских  лучей, ультразвуков, хотя не имеет  возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь между  температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами  треугольника. Но разве все эти  знания получены человеком только с  помощью анализаторов? Человек очень  мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого  и широкого познания мира открывает  человеческое мышление.

1 Петрошевский А.В. Психология – М., 1998 – С 430

2 Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.-М.,1981. – С.37

3 Немов Р.С. Психология, книга 1,М, С 275

4 Немов Р.С. Психология, книга 1,М, С 276


Информация о работе Мышление