По преобладающим способам и психическим
процессам, включенным в мышление, выделяют
наглядно-действенное, наглядно-образное
(теоретическо-образное) и абстрактно-логическое
(теоретическое понятийное). Эти виды мышления
по характеристики генезис развития являются
этапами развития мышления в онтогенезе.
Теоретическое понятийное мышление –это такое мышление,
пользуясь которым человек в процессе
решения задачи обращается к понятиям,
выполняет действия в уме, непосредственно
не имея дела с опытом, получаемым при
помощи органов чувств. Он обсуждает и
ищет решение задачи с начала и до конца
в уме, пользуясь готовыми знаниями,полученными
другими людьми, выраженными в понятийной
форме, суждениях, умозаключениях. Теоретически-понятийное
мышление характерно для научных теоретических
исследований. Наглядно-образное (теоретическо-образное)
мышление отличается от понятийного
тем, что материалом, который здесь использует
человек для решения задачи, являются
не понятия, суждения или умозаключения,
а представления и образы. Они формируются
непосредственно в ходе восприятия действительности,
или извлекаются из памяти. В ходе решения
задачи эти образы мысленно преобразуются
так, чтобы человек в новой ситуации мог
увидеть непосредственно решение интересующей
его задачи. Образное мышление представляет
собой такой вид умственной деятельности,
который чаще всего встречается в работе
писателей, художников, артистов.
Оба вида мышления - теоретическое
понятийное и теоретическое образное
- в действительности, как правило,
сосуществуют, но не выражены в разной
степени. Они хорошо дополняют друг
друга, так как раскрывают человеку
разные, но взаимосвязанные стороны
бытия. Теоретическое понятийное мышление
дает хотя и абстрактное, но вместе
с тем наиболее точное, обобщенное
отражение действительности; теоретическое
образное мышление позволяет получить
конкретное субъективное ее восприятие,
которое не менее реально, чем
объективно-понятийное. Без того или
другого мышления наше восприятие действительности
не был бы столь глубоким и разносторонним,
точным и богатым разнообразными оттеками,
каким оно является на деле. 4
Отличительная особенность наглядно-образного
мышления состоит в том, что мыслительный
процесс в нем непосредственно связан
с восприятием мыслящим человеком окружающей
действительности и без него совершаться
не может. Мысля наглядно-образно, человек
привязан к действительности, а самые
необходимые для мышления образы представлены
в его кратковременной и оперативной памяти
(в отличие от этого образы для теоретического
образного мышления извлекаются из долговременной
памяти). Данная форма мышления наиболее
полно и развернуто представлена у детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
а у взрослых - среди людей, занятых практической
работой. Этот вид мышления широко развит
руководителей разного ранга и уровня,
у людей так называемых операторных профессий.
У всех тех, кому часто приходится принимать
решении о предметах своей деятельности,
только наблюдая за ними, но непосредственно
с ними не взаимодействуя.
Наглядно-действенное
мышление - его особенность заключается
в том, что сам процесс подобного мышления
представляет собой практическую преобразовательную
деятельность, осуществляемую человеком
с реальными предметами. Основным условием
решения умственной задачи в данном случае
являются правильные действия с соответствующими
предметами. Этот вид мышления широко
представлен у людей массовых рабочих
профессий, занимающихся реальным производительным
трудом, результатом которого является
создание какого-либо конкретного материального
продукта.
Все перечисленные виды мышления
могут быть представлены в одной
и той же деятельности. Однако в
зависимости от ее характера и
конечных целей доминирует той или
иной вид мышления. По этому основанию
они все и различаются. По степени
своей сложности, по требованиям, которые
они предъявляют к интеллектуальным
и другим способностям человека, все
названные виды мышления не уступают друг
другу.
Все виды мышления тесно связаны между
собой генетически и, с диалектической
точки зрения, представляют собой степени
перехода количества в новое качество,
однако, не только не исключает свойств
предыдущего вида мышления, но, наоборот,
предполагает их использование, хотя и
в виде подсобного, подчиненного средства.
Индивидуальные
особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные
особенности, которые у различных
людей проявляются, прежде всего, в том,
что у них по-разному складывается соотношение
взаимодополняющих видов и форм мыслительной
деятельности (наглядно-действенного,
наглядно-образного, словесно-логического
и абстрактно-логического).
К индивидуальным особенностям
мышления относятся также и такие
качества познавательной деятельности
как: продуктивность ума; самостоятельность;
широта; глубина; гибкость; быстрота мысли;
творчество; критичность; инициативность;
сообразительность и т.д.
Быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных
процессов.
Самостоятельность
мышления - умение увидеть и поставить
новый вопрос или проблему, а затем решить
его собственными силами. Творческий характер
мышления отчетливо выражается именно
в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты
рассмотрения предметов, явлений, их свойств
и отношений, умение изменить намеченный
путь решения задачи, если он не удовлетворяет
изменившимся условиям, активное переструктурирование
исходных данных, понимание и использование
их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся
в склонности к шаблону, к привычным ходам
мысли, в трудности переключения от одной
системы действий к другой.
Темп развития
мыслительных процессов - минимальное число упражнений,
необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений),
посредством которых усваивается новая
закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг
вопросов в различных областях знания
и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность,
вскрывать причины явлений, предвидеть
последствия; проявляется в степени существенности
признаков, которые человек может абстрагировать
при овладении новым материалом, и в уровне
их обобщенности.
Последовательность
мышления - умение соблюдать строгий
логический порядок в рассмотрении того
или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее
осуществлять строгую оценку результатов
мыслительной деятельности, находить
в них сильные и слабые стороны, доказывать
истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость
мышления - качество мышления, проявляющееся
в ориентации на совокупность выделенных
ранее значимых признаков, на уже известные
закономерности.
Все указанные качества индивидуальны,
изменяются с возрастом, поддаются
коррекции. Эти индивидуальные особенности
мышления необходимо специально учитывать,
чтобы правильно оценить умственные
способности и знания. |
Стили мышления
Различные люди часто демонстрируют
характерные для них стили мышления, которые являются
достаточно стабильной характеристикой
их мышления в целом.
Синтетический стиль
мышления (синтетик) - человек все время стремится
создавать что-то новое, оригинальное,
может комбинировать и стремиться объединить
несходные, а иногда и противоположные
данные и идеи. Склонен к теоретизированию
и к мысленным экспериментам. Часто задает
себе вопрос: "Что будет, если…?".
Такие люди стремятся к созданию по возможности
более широкой, обобщенной концепции,
позволяющей снять противоречия различных
подходов, примирить противоположные
позиции. Склонны замечать противоречия
в чужих рассуждениях. Видят мир постоянно
меняющимся и любят перемены, часто ради
самих перемен, ради разнообразия.
Идеалистический
стиль мышления (идеалист) - проявляется как склонность
к интуитивным, глобальным оценкам без
осуществления детального анализа проблем.
Особенность таких людей - повышенный
интерес к целям, смыслам, человеческим
ценностям, нравственным проблемам. Они
стремятся сглаживать противоречия, акцентируя
внимание на сходствах различных позиций.
Легко воспринимают новые идеи. Часто
задают вопрос сами себе и другим: "Куда
мы идем и почему?".
Прагматический
стиль мышления (прагматик) - человек опирается в принятии
решений на свой непосредственный личный
опыт. Он использует те материалы и информацию,
которые легко доступны, стремясь как
можно быстрее получить результат. Эти
люди живут по принципу: "Лучше иметь
синицу в руках, чем журавля в небе".
Девиз прагматика - "Что-нибудь да сработает",
"Годится все, что позволяет получить
результат как можно быстрее". Поведение
прагматиков может казаться поверхностным,
беспорядочным. Прагматики хорошо чувствуют
конъюнктуру, спрос и предложение. Они
успешно определяют тактику поведения,
используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства,
проявляя гибкость и адаптивность. Склонны
очень большое значение придавать материальным
благам и их достижению.
Аналитический стиль
мышления (аналитик) - человек склонен систематически
и всесторонне рассматривать вопросы.
Он склонен к логической и методической,
с акцентом на детали манере решения проблем.
Прежде, чем принять решение разрабатывают
подробный план и стараются собрать как
можно больше информации, объективных
фактов. Склонны воспринимать мир логичным,
рациональным, предсказуемым, упорядоченным.
Склонны искать формулу, метод или систему,
позволяющую логично объяснить различные
явления.
Рационалистический
стиль мышления (реалист) - человек ориентирован только
на признание фактов. Для него реальным
является только то, что можно непосредственно
почувствовать, лично увидеть или услышать,
прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление
характеризуется конкретностью и установку
на исправление, коррекцию ситуаций в
целях достижения определенного результата.
Проблема для реалистов возникает всякий
раз, когда они видят, что нечто является
неправильным. Они начинают чувствовать
дискомфорт и стремятся все исправить.
Индивидуальный стиль
мышления каждого человека влияет на
способы решения проблем, которые
он выбирает, на способы поведения,
на личностные особенности человека.
Очевидно, что у большинства людей
существуют смешанные варианты стилей
мышления, с преобладанием в той
или иной степени какого-то одного.
При этом у каждого человека есть
один или два ведущих стиля
мышления. Стили мышления, по сути, отвечают
за постановку цели в процессе решения
проблемы. |
Мыслительные
операции
Мышление как процесс состоит
в познании явлений внешнего мира
путем анализа и синтеза, сравнения
и обобщения, абстракции и конкретизации
с последующим переходом к
образованию понятий.
Основные мыслительные
операции:
- Анализ - процесс расчленения предмета или явления на составные части. В основе анализа лежит наше стремление познать предмет глубже посредством изучения каждой его части в отдельности. Если конкретный анализ обычно преследует цель фактического разделения частей, то отвлеченный анализ - это уже стремление выявить сущность предмета и явления. Как конкретный, так и отвлеченный анализ совершается в тесном взаимодействии.
- Синтез - получение единого целого из отдельных составных частей.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа
- Сравнение - установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.
- Обобщение - имеет место вслед за тем, как человек, проанализировав материал, и, путем сравнения, изолировав отдельные детали, свойства из числа этих последних, начинает выделять то общее и главное, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
- Абстракция - возможность ее появляется после того, как человек найдет и исключит все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Отвлечение от отдельных конкретно-чувственных свойств объекта и называется абстракцией.
- Конкретизация - необходимость ее появляется иногда в том случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Все охарактеризованные выше
мыслительные операции и составляют
основу мышления. |
|