Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:11, реферат

Описание работы

Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передач. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3-4

1.Общее понятие о мышлении……………………………………....5-6

2. Эволюционные основания формирования мышления………..7-12

3. Мыслительные процессы…………………………………….......13-14

4. Суждение и умозаключение………………………………………...15

5. Виды мышления………………………………………………….16-17

6. Индивидуальные различия в мышлении………………………18-19

Заключение…………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………….21

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 33.61 Кб (Скачать)

    4.Суждение и умозаключение

Мышление  человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение- это форма  мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о  чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

     Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах  и явлениях объективного мира. Умозаключения  бывают индуктивные, дедуктивные и  по аналогии.

     Индуктивное умозаключение - это умозаключение  от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных  случаях или о группах их человек  делает общий вывод.Рассуждение, в  котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а  вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод  частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее  общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении  мы, зная общее положение, правило  или закон, делаем вывод о частных  случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии - это умозаключение  от частного к частному.Сущность умозаключения  по аналогии состоит в том, что  на основании сходства двух предметов  в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов  и в других отношениях. Умозаключение  по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок. 

5. Виды мышления

     В зависимости от того, какое место  в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся  между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё  и на основании особенностей задач - практических и теоретических. Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли. Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Индивидуальные различия в мышлении

     Виды  мышления являются вместе с тем типологическими  особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого  вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает  конкретно- действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное  преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное  преобладание у него второй сигнальной системы над первой .Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов(наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества .Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности. Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения. Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, мышление является сложным  психолого-логическим феноменом, имеющим  свои основания как в физиологии, так и в социальности человека. Мышление изучается многими науками - теорией познания (в плане соотношения  субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания  мышления); этологией (предпосылки возникновения  мышления в животном мире) и , конечно  же, психологией. Рассмотренные в  реферате аспекты проблемы мышления, далеко не исчерпывают всех наработок  психологии по этому вопросу - за пределами  анализа остались такие проблемы, как мотивационные основания  мышления, его целеполагающая природа, связь с аффекторной стороной человеческой психики, различие субъективных и объективных характеристик  мышления и многие другие. В данном реферате мы пытались проследить основные этапы становления и функционирования мышления, как фактора психо - физиологического развития человека как вида, HOMO SAPIENS, и показать, что само мышление является его родовидовым отличием. 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

1.Бромлей Ю.В. Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.

2.Деглин В.Л. Нейрофизиологические механизмы познавательной деятельности человека// Поведение и мозг. Л., 1978.

3.Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.,1973.

4.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

5.Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.

6.Симпсон Дж. Темпы и формы эволюции. М., 1948.

Информация о работе Мышление