Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:11, реферат
Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передач. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.
Введение……………………………………………………………….3-4
1.Общее понятие о мышлении……………………………………....5-6
2. Эволюционные основания формирования мышления………..7-12
3. Мыслительные процессы…………………………………….......13-14
4. Суждение и умозаключение………………………………………...15
5. Виды мышления………………………………………………….16-17
6. Индивидуальные различия в мышлении………………………18-19
Заключение…………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………….21
4.Суждение и умозаключение
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение- это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Умозаключение
по аналогии - это умозаключение
от частного к частному.Сущность умозаключения
по аналогии состоит в том, что
на основании сходства двух предметов
в некоторых отношениях делается
вывод о сходстве этих предметов
и в других отношениях. Умозаключение
по аналогии лежит в основе создания
многих гипотез, догадок.
5. Виды мышления
В
зависимости от того, какое место
в мыслительном процессе занимают слово,
образ и действие, как они соотносятся
между собой, выделяют три вида мышления:
конкретно-действенное, или практическое,
конкретно-образное и абстрактное.
Эти виды мышления выделяются ещё
и на основании особенностей задач
- практических и теоретических. Конкретно-действенное
мышление направлено на решение конкретных
задач в условиях производственной, конструктивной,
организаторской и иной практической
деятельности людей. Практическое мышление
это прежде всего техническое, конструктивное
мышление. Оно состоит в понимании техники
и в умении человека самостоятельно решать
технические задачи. Процесс технической
деятельности есть процесс взаимодействий
умственных и практических компонентов
работы. Сложные операции абстрактного
мышления переплетаются с практическими
действиями человека, неразрывно связаны
с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного
мышления являются ярко выраженная наблюдательность,
внимание к деталям, частностям и умение
использовать их в конкретной ситуации,
оперирование пространственными образами
и схемами, умение быстро переходить от
размышления к действию и обратно. Именно
в этом виде мышления в наибольшей мере
проявляется единство мысли и воли. Конкретно-образное,
или художественное, мышление характеризуется
тем, что отвлечённые мысли, обобщения
человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое,
мышление направлено в основном на нахождение
общих закономерностей в природе и человеческом
обществе. Абстрактное, теоретическое
мышление отражает общие связи и отношения.
Оно оперирует главным образом понятиями,
широкими категориями, а образы, представления
в нём играют вспомогательную роль. Все
три вида мышления тесно связаны друг
с другом. У многих людей в одинаковой
мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное
и теоретическое мышление, но в зависимости
от характера задач, которые человек решает,
на первый план выступает то один, то другой,
то третий вид мышления. Если мышление
рассматривать в процессе развития его
у детей, то можно обнаружить, что раньше
всего возникает мышление конкретно-действенное,
потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое.
Но особенности каждого из указанных видов
мышления у детей несколько иные, связь
их проще.
6. Индивидуальные различия в мышлении
Виды
мышления являются вместе с тем типологическими
особенностями умственной и практической
деятельности людей. В основе каждого
вида лежит особое отношение сигнальных
систем. Если у человека преобладает
конкретно- действенное или конкретно-
Заключение
Таким
образом, мышление является сложным
психолого-логическим феноменом, имеющим
свои основания как в физиологии,
так и в социальности человека.
Мышление изучается многими науками
- теорией познания (в плане соотношения
субъективного и объективного, чувственного
и рационального и т.д.); логикой
(правило, операции и формы мышления);
кибернетикой (“искусственный интеллект”);
языкознанием (соотношение мышления
и языка); эстетикой (образное мышление);
нейрофизиологией (мозговой субстрат
и физиологические основания
мышления); этологией (предпосылки возникновения
мышления в животном мире) и , конечно
же, психологией. Рассмотренные в
реферате аспекты проблемы мышления,
далеко не исчерпывают всех наработок
психологии по этому вопросу - за пределами
анализа остались такие проблемы,
как мотивационные основания
мышления, его целеполагающая природа,
связь с аффекторной стороной
человеческой психики, различие субъективных
и объективных характеристик
мышления и многие другие. В данном
реферате мы пытались проследить основные
этапы становления и
Список использованной литературы:
1.Бромлей Ю.В. Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.
2.Деглин В.Л. Нейрофизиологические механизмы познавательной деятельности человека// Поведение и мозг. Л., 1978.
3.Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.,1973.
4.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
5.Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.
6.Симпсон Дж. Темпы и формы эволюции. М., 1948.