Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии вопросы мышления ставились обычно очень абстрактно. Происходило это отчасти потому, что при исследовании мышления имелись в виду лишь те задачи и те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов - сознательно или бессознательно - принимало за единственный образец умственной работы работу ученого, философа, вообще "теоретика". Между тем в жизни мыслят не только "теоретики". В работе любого организатора, администратора, производственника, хозяйственника и так далее ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Исследование "практического мышления", казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важность и не меньший интерес, чем исследование "мышления теоретического".

Работа содержит 1 файл

мышление (психология).docx

— 51.03 Кб (Скачать)

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также  вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. 

Выделяют следующие  стадии решения проблемы:

♦ подготовка;

♦ созревание решения;

♦ вдохновение;

♦ проверка найденного решения.

Структуру мыслительного  процесса решения проблемы можно  представить так:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).

3. Поиск решения.

4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):

♦ на основе углубленных  логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез,

классификация, умозаключение и т. п.);

♦ на основе использования  аналогий;

♦ на основе использования  эвристических приемов;

на основе использования  эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решить проблему;

в) высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

3. Реализация решения.

4. Проверка найденного решения.

5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). 

Мыслительная  деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные  переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий  предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается  по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного  в более конкретном виде и выступает  как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также  отражается субъектом, и это отражение  может участвовать в последующей  регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается  под влиянием тех конкретных свойств  вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными  с точки зрения цели. 

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

► Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта  на составляющие его части или  характеристики.

Сравнение —  мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между  объектами.

► Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

► Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

► Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основными формами  логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. 

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными. 

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные  различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и  самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. 

Широта  мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением  человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли  выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом  приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при  изменении обстановки. 

Быстрота  ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение,

Торопливость  ума проявляется в том, что  человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его  сторону, спешит вынести решение, высказывает  недостаточно продуманные ответы и  суждения.

Определенная  замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом  нервной системы — малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный  базис интеллектуальных различий между  людьми» (Г. Айзенк). 

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного  или абстрактно-логического вида мышления. 

Рис. 3.25. Составляющие продуктивности ума 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности практического мышления. Теплов. "Ум полководца".

Вопросы мышления в психологии ставились абстрактно (образ теоретика). В жизни - практическое мышление.

Раньше проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о наглядно-действенном  или сенсомоторном мышлении (решение  задачи - глядя на вещи или оперируя ими). Наглядно-действенное мышление - первая ступень мышления в фило- и онтогенезе. Но оно не имеет  прямого отношения к вопросу  об организации практического мышления. Объекты умственной деятельности человека, занятого умственной работой, едва ли поддаются непосредственному восприятию. Отличия между теоретического и  практического мышлением нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в "двух разных интеллектах". Интеллект - один. Различия теоретического и практического мышления - по-разному  связаны с практикой (не то, что  одно связано, другое - нет). Связаны  оба, но связь - различна (ее характер). Работа практического мышления направлена на разрешение частных, конкретных задач. Теоретическое мышление - нахождение теоретических общих закономерностей (тактика). Теоретический ум - от созерцания к абстракции, практический ум - от абстракции к практике. В практическом мышлении связь с практикой имеет более  непосредственный характер. У практического  мышления - своеобразная ответственность (теоретики - выдвигают гипотезы, практики - находятся в более жестких  рамках). Теплов ставит под сомнение убеждение, бытующее от Гегеля до Канта  и психологии начала 20 века - что  теоретический ум - высшая возможная  форма проявления интеллекта. Все  градации условны, но важно осознать огромную сложность и важность проблемы практического мышления. Проблема, поставленная Аристотелем в учении "о практическом уме". Практический ум направлен на частное, на деятельность, поэтому должен иметь оба вида знания, т.е. знания общего и частного (это сложнее).

Вопрос о практическом уме разрешен только через детальное  изучение особенностей умственной работы человека в различных областях практической деятельности. "Ум полководца" - один из характерных примеров практического  ума. В последние годы проблема практического  ума затрагивалась лишь эпизодически. Так обстояло дело вплоть до 20 гг. 20 века, когда термины "практическое мышление" и "практический интеллект" стали обычными на страницах психологических  исследований. Под этими терминами, однако, понимали вовсе не работу ума  в условиях практической деятельности, а только вопрос о так называемом наглядно-действенном или сенсомоторном  мышлении. Смешение практического ума  с наглядно-действенным мышлением  в сильной мере способствовало укреплению такого взгляда на практический ум, как на более низкую, элементарную функцию умственной деятельности. Более  глубокая постановка о практическом уме наметилась в советской психологии (Рубинштейн "Основы общей психологии"). Мыслительные операции, непосредственно  включенные в ход практического  действенного разрешения задачи, выдвигают  специфические требования, отличные от требований, предъявляемых при  обобщенном теоретическом мышлении.

Эти мыслительные операции требуют:

  1. более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям
  2. предполагают умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в организации процесса, что не входит в теоретическое обобщение
  3. требуют умения переходить от размышления к действию и обратно.

Это лишь ряд  особенностей, характерных для практического  ума, но перечень этот не полный.

Принято считать: полководец должен иметь ум и волю как сложных комплекс свойств - сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.д. Наполеон уточнил: между  умом и волей должно быть соответствие, они должны быть равны (формула квадрата). Дарование полководца - квадрат, где  основание - воля, высота - ум.Обычное  понимание проблемы "ум и воля полководца" имеет в основе чрезвычайно  важную ошибку. Ум и воля рассматриваются  как две разные способности, как  две "части души" (у греков).

Первым предложившим деление всех психических способностей на два класса был Аристотель (познавательные способности и способности чувствовать, желать...). Он родоначальник противопоставления уса и воли. Но психология прошла мимо одного из важнейших понятий  аристотелевского учения о душе, того понятия, в котором осуществляется единство воли и ума, это понятие - практический ум. Практический ум - есть способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума. Ума полководца - одна из конкретных форм практического ума (двигателем волевого действия является ум и стремление). Обе способности - ум и стремление - обусловливают  движение. Ум полководца нельзя понимать как интеллект, он есть единство интеллектуальных и волевых моментов (способность  разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно найти правильное решение называется - интуицией). Психологическая  природа интуиции полководца теснейшим  образом связана с высоким  развитием пространственных представлений  и пространственного мышления. Для  этого нужно: накопление большого количества знаний, своеобразной готовности этих знаний, выработанного упражнением  умения решать новые, неожиданные задачи.

Информация о работе Мышление