Мышление и взаимосвязь познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3

1.Понятие мышления . . . . . . . . 4

2. Типология и качества мышления . . . . . . 6

2.1. Формы мышления . . . . . . . 6

2.2. Виды мышления . . . . . . . 8

3. Психологическая сущность мышления и его особенности . 11

4. Мышление как процесс решения задач . . . . 12

4.1. Операции мышления . . . . . . 12

4.2. Формирование понятий . . . . . . 14

Заключение . . . . . . . . . . 16

Список используемой литературы . . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

Мышление и взаимосвязь познавательных процессов.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
    • дискурсивное;
    • интуитивное.

     Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

     4. По степени новизны и оригинальности  различают мышление:

    • репродуктивное
    • продуктивное (творческое).

     Репродуктивное  мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения. 
     5. По средствам мышления различают мышление:

    • вербальное;
    • наглядное.

     Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

     6. По функциям различают мышление:

    • критическое;
    • творческое.

     Критическое мышление направлено на выявление недостатков  в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием  принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

     3. Психологическая сущность мышления  и его особенности

     Мышление  как феномен, обеспечивающий родовую  особенность человека, в структуре  психики человека относится к  психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. 
     Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:

    • обобщенность;
    • опосредствованность.

     Т.е. мышление есть процесс обобщенного  и опосредствованного отражения  действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует  различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. 
     Специфичность мышления заключаются в том, что:

  • мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
  • лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
  • мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

    Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

  • носит опосредствованный характер;
  • всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
  • исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
  • в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
  • связано с практической деятельностью человека.

4. Мышление  как процесс решения задач

     4.1. Операции мышления 

     Проникновение вглубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют сл. операции мышления:

    • анализ;
    • сравнение;
    • абстрагирование;
    • синтез;
    • обобщение;
    • классификация и;
    • категоризация.

     Анализ - это мыслительная операция расчленения  сложного объекта на составляющие его  части. Анализ - это выделение в  объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений  и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

     Синтез - это мыслительная операция, позволяющая  в едином аналитико-синтетическом  процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа  синтез предполагает объединение элементов  в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

     Сравнение - это операция, заключающаяся в  сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

     Обобщение - это объединение многих предметов  или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие  для различных объектов свойства бывают двух видов:

    • общие как сходные признаки и;
    • общие как существенные признаки.

     Путем нахождения сходных, одинаковых или  общих свойств и признаков  вещей субъект обнаруживает тождество  и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

     Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

     Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в  результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов  и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

     Выделение (абстрагирование) общих свойств  разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения  в некотором многообразии предметов  и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

     Классификация - систематизация соподчиненных понятий  какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

     Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

     Закономерности  рассмотренных операций мышления и  есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности. 

     4.2. Формирование понятий

     Наиболее  развито у человека понятийное мышление, где элементами, над которыми производятся мыслительные операции, являются понятия. Предметы и явления окружающего мира представлены человеку не только в их чувственных образах, но и в форме понятий - обобщенных внечувственных, умственных образах (репрезентациях) этих объектов и явлений. В них отражаются общие для данного класса объектов существенные и отличительные признаки. Обобщение признаков невозможно вне использования специальных средств-символов или знаков, объединенных между собой определенными правилами связей, то есть языка. В историческом процессе формирование понятий и развитие языка шли в тесном взаимодействии друг с другом. Язык как система знаков, выступающая в качестве средства общения и мышления, воплощенного в форму общения – речь, служил и служит той направляющей и организующей силой, которая связывает понятие (значение) со знаком и, таким образом, ограничивает количество и качество признаков, составляющих данное понятие.

     Сталкиваясь  в процессе взаимодействия с миром, с каким-либо объектом этого мира, имеющим всегда множество признаков, человек получает от окружающих разъяснения по поводу его наименования. При отсутствии такового в общественном словаре для обозначения данной категории объектов, например, при столкновения с совершенно незнакомым объектом, он может получить новое наименование. Запоминая признаки данного объекта, человек связывает с ними услышанное имя всякий раз, когда признаки и имя появляются вместе. Индивидуальные признаки объектов одного и того же класса, объединяемых окружающими одним именем, неизбежно меняются, в то же время существенные для данного имени признаки остаются неизменными. Получая от окружающих при столкновении с данным объектом, с данным набором признаков подтверждение или одобрение по поводу соответствия сочетания признаков данному имени, человек отбрасывает редко подкрепляемые таким образом другими людьми признаки и оставляет часто подкрепляемые, то есть обобщает их в процессе общения. Процесс обобщения признаков, согласованный с другими людьми, касается не только свойств самого объекта, но и всех аспектов взаимодействия с ним.

     Формирование  понятия - процесс социальный, содержание понятий зависит от той культуры, в рамках которой он осуществляется. Культура группы или сообщества определяет существенность или несущественность признаков, составляющих данное понятие, связываемое с данным именем. Вследствие различий между культурами в каждой группе или сообществе имеются понятия, не представленные в других культурах. Но в силу сходства основных потребностей и относительной независимости их от конкретной культуры, а также сходства в физическом и физиологическом устройстве людей, во всех культурах имеются понятия, в которых представлены одни и те же явления. В общем, можно сказать, что во всех человеческих сообществах имеются тождественные понятия, в которых сходным образом отражены части тела, потребности в пище, воде, крове, типичные человеческие чувства, глобальные пространственные и временные отношения, а также наиболее общие свойства объектов, отражение которых обусловлено общим для всех строением органов чувств человека.  

     Заключение

     Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму  творческого отражения человеком  действительности, порождающую такой  результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для  которой нет готовых средств решения.  Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мышление и взаимосвязь познавательных процессов