Мышление и взаимосвязь познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3

1.Понятие мышления . . . . . . . . 4

2. Типология и качества мышления . . . . . . 6

2.1. Формы мышления . . . . . . . 6

2.2. Виды мышления . . . . . . . 8

3. Психологическая сущность мышления и его особенности . 11

4. Мышление как процесс решения задач . . . . 12

4.1. Операции мышления . . . . . . 12

4.2. Формирование понятий . . . . . . 14

Заключение . . . . . . . . . . 16

Список используемой литературы . . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

Мышление и взаимосвязь познавательных процессов.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Тема: «Мышление и взаимосвязь познавательных процессов» 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . .  3

1.Понятие  мышления . . . . . . . .  4

2. Типология и качества мышления . . . . . .  6

     2.1. Формы мышления . . . . . . .  6

     2.2. Виды мышления . . . . . . .  8

3. Психологическая сущность мышления и его особенности . 11

4. Мышление  как процесс решения задач  . . . . 12

     4.1. Операции мышления  . . . . . . 12

     4.2. Формирование понятий . . . . . . 14

Заключение . . . . . . . . . . 16

Список  используемой литературы . . . . . . 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Психические процессы являются базовой основой  человеческой  психики. Три разновидности  психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые –  образуют в своей совокупности психическую  деятельность человека.

     Психические процессы, с помощью которых  формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого  организма и его  внутренней среды, называются познавательными  психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную  основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том,  что он чего-то хочет.  Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный  характер, благодаря  знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании.

     Познавая  и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений.

     Мышление  формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

     1.Понятие  мышления

       В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

     Мышление  дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

     Мышление - опосредованное и обобщенное отражение  существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

       В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

     Установление  всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

     Но  мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

        Мышление, являясь идеальным отражением  действительности, имеет материальную  форму своего проявления. Механизмом  мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач.

        Язык является средством абстрагирования,  отвлечения существенных признаков  предметов, средством фиксации  и хранения знаний, средством  передачи знаний другим людям.  Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

        Мышление социально обусловлено,  оно возникает лишь в общественных  условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е.  на общественно-историческом опыте человечества.

        Как уже отмечалось, первоначально  мышление человека было непосредственно  вплетено в его материальную  деятельность, человек мыслил, действуя  практически. Но постепенно из  практических действий выделялись  самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

2. Типология  и качества мышления

     2.1. Формы мышления

     В психологической науке различают логические формы мышления:

    • понятия;
    • суждения;
    • умозаключения.

     Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятия могут быть:

    • общими и единичными;
    • конкретными и абстрактными;
    • эмпирическими и теоретическими.

     Общее понятие есть мысль, в которой  отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов  и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

     В зависимости от типа абстракции и  обобщений, лежащих в основе понятия  бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует  одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. 
     Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными способами:

    • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
    • опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

     В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Суждения могут быть:

    • истинными;
    • ложными;
    • общими;
    • частными;
    • единичными.

     Истинные  суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

     Умозаключение - это выведение из одного или  нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

    • индуктивное;
    • дедуктивное;
    • по аналогии.

     Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. 

     2.2. Виды мышления

     В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

     1) генезису развития;

     2) характеру решаемых задач; 

     3) степени развернутости; 

     4) степени новизны и оригинальности;

     5) средствам мышления;

     6) функциям мышления и т.д. 

     1. По генезису развития различают мышление:

    • наглядно-действенное;
    • наглядно-образное;
    • словесно-логическое;
    • абстрактно-логическое.

     Наглядно-действенное  мышление - вид мышления, опирающийся  на непосредственное восприятие предметов  в процессе действий с ними. Это  мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

     Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

     Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями.

     Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

     Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

     2. По характеру решаемых задач  различают мышление:

    • теоретическое;
    • практическое.

     Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических  рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

     Теоретическое мышление - это познание законов  и правил. Основная задача практического  мышления - разработка средств практического  преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. 
     3. По степени развернутости различают мышление:

Информация о работе Мышление и взаимосвязь познавательных процессов