Мышление и воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Содержание

Мышление……………………………………………………………..3
Виды мышления………………………………………………………3
Основные мыслительные операции…………………………………5
Процессы мышления. Понятия и представления…………………..6
Стратегии мышления………………………………………………….8
Воображение………………………………………………………….11
Виды воображения…………………………………………………..12
Функции воображения……………………………………………....14
Роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве…………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

напечатаноВиды мышления.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

Систематический перебор.  При этой стратегии мышления субъект охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой, пытаясь прийти таким образом к каким-то выводам.

Такая стратегия, разумеется, самая строгая, но в то же время  и самая скучная. Неудивительно  поэтому, что в повседневной жизни  она используется редко. Однако это  единственная стратегия, позволяющая  действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий.

В науке, например, очень  многие эксперименты бывают заранее  обречены на неудачу из-за того, что  исследователь с самого начала не предусмотрел все возможные последствия  различных манипуляций и меры строгого контроля всех  переменных, кроме независимой. С другой стороны, всегда хочется верить, что диагноз, поставленный нам врачом, явился результатом систематического, а не рационального и тем более не случайного перебора.

Все это касается самых  различных сторон нашей жизни. Определенную стратегию использует студент, когда  решает, что именно надо выучить  к экзамену, просмотрев список вопросов, которые могут быть заданы. О стратегиях мышления важно помнить и родителям, выбирающим какой-то метод воспитания, не оценив предварительно возможные  последствия такого воспитания для  человека, который когда-то станет взрослым и за которого они несут ответственность. Поскольку люди обычно не располагают  всеми необходимыми данными для  решения своих проблем и не могут оценить все последствия  того или иного выбора, они довольно редко в своей повседневной жизни  выбирают действительно наиболее адекватные формы поведения. Впрочем, как сказали  бы оптимисты, именно это, может быть, и делает нашу жизнь столь красочной  и неповторимой.

Интуитивный и  мыслительный тип

Кроме обычных, нормальных видов  мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных  людей (например, у шизофреников) , а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлю­цинации, бред, гипнотическое состояние).

Одну из классификаций  типов мыслительной деятельности людей  по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или  иррационального, эмоционального и  логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие  типы людей по характеру мышления:

1. Интуитивный тип. Характеризуется  преобладанием эмоций над логикой  и доминированием правого полушария  головного мозга над левым. 

2. Мыслительный тип. Ему  свойственны рациональность и  пре­обладание левого полушария  мозга над правым, примат логики  над интуицией и чувством.

Теории, объясняющие процесс  мышления, можно разделить на 2 большие  группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Идея заранее существующих интеллектуальных способностей - задатков - характерна для многих работ в  области мышления, выполненных в  немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в  гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует  мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.

Предполагается, что схема  рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю. стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.

Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.

 

Воображение

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего  мира человек наряду с восприятием  того, что действует на него в  данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический  процесс создания нового в форме  образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить  себе то, что в прошлом не воспринимал  или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и  явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и  как он будет это делать, Таким  образом, он уже заранее создает  образ материальной вещи, которая  будет изготовляться в последующей  практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения  составляет образование новых сочетаний  из тех временных связей, которые  уже сформировались в прошлом  опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое  сочетание, которое образуется из временных  связей, ранее не вступавших в сочетание  друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в  любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема  получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале  выражение).

 

Виды воображения

У человека различают следующие  основные виды воображения: активное и  пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности  воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.

1. Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна. Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и антиципирующее.

Воссоздающие воображение  есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения  воссоздаваемого объекта. Под воспроизводящим  воображением психологи понимали такую  деятельность психики, при которой  мы воспроизводим в сознании ряд  образов, пережитых нами, но восстанавливаем  их тогда, когда непосредственных поводов  для восстановления нет.

Творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества. Творческое воображение- это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события в жизни общества, а также будущего, подчас только предполагаемого, фантастического. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная  и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой  предварительной подготовки опыта  элементы его способны входить в  новое сочетание. Диссоциация обязательна  для творческого воображения - это  этап подготовки материала. Невозможность  диссоциации - существенное препятствие  для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Антиципирующее воображение  лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек  может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним другими  в будущем. Чем моложе человек, тем  больше воображение вперед. У пожилых  людей воображение больше ориентировано  на события прошлого.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения  играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

 

 

Функции воображения

Разум человека не может  находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать  и тогда, когда в него не поступает  новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это  время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности  человека воображение выполняет  ряд специфических функций.

Первая состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Информация о работе Мышление и воображение