Мышление и воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Содержание

Мышление……………………………………………………………..3
Виды мышления………………………………………………………3
Основные мыслительные операции…………………………………5
Процессы мышления. Понятия и представления…………………..6
Стратегии мышления………………………………………………….8
Воображение………………………………………………………….11
Виды воображения…………………………………………………..12
Функции воображения……………………………………………....14
Роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве…………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

напечатаноВиды мышления.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

Содержание

    1. Мышление……………………………………………………………..3
    2. Виды мышления………………………………………………………3
    3. Основные мыслительные операции…………………………………5
    4. Процессы мышления. Понятия и представления…………………..6
    5. Стратегии мышления………………………………………………….8
    6. Воображение………………………………………………………….11
    7. Виды воображения…………………………………………………..12
    8. Функции воображения……………………………………………....14
    9. Роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве…………………………………………………………….15
    10. Список используемой литературы………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышление

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к  мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы  чувственного восприятия. Мышление позволяет  с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Задача мышления – раскрытие отношений между  предметами, выявление связей и отделение  их от случайных совпадений.

С развитием общества мышление эволюционирует, и все более переходит  к обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются  абстракции числа, пространства и времени.

 

Виды мышления

Наглядно –  действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий.

Наглядно –  образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления при наглядно – образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно –  логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое  и практическое,  интуитивное  и аналитическое, реалистическое и  аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и  практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание знаков, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий:  характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выпаженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое  мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – связано с реализацией желаний человека ( кто из нас не выдавал желаемое за действительное существующее).

Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное  в начале и удовлетворенное в конце.

Основные мыслительные операции

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных  операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение  являются двумя взаимосвязанными сторонами  единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к  познанию.

Познание совершается  в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления – это понятие, суждение, умозаключение.

 

Процессы  мышления. Понятия и представления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи  и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

В понятии  раскрываются существенные стороны  явления и их взаимосвязь. «восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно!» понятие – более развитая и всесторонняя форма познания и полнее отражает действительность, чем представление, которое наглядно и связано с восприятием.

С другой стороны, реальное мышление в понятиях всегда связано  с представлениями. При этом понятие  и представление не просто существуют, а взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением особенно явно вступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.

Суждение – является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение – это работа мысли над суждением.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

 Дедуктивное рассуждение  называется обоснованием, индуктивное  – умозаключением.

Мышление может происходить  на разных уровнях, таких как наглядное  мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

 

Индивидуальные  различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость  ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность  мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы  – малой ее подвижностью. «скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзенк).

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относятся предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Стратегии мышления

 

Брунер ( Bruner , 1956) и Левин ( Levine , 1975) изучали различные тактические подходы, к которым прибегали испытуемые при решении тех или иных задач. Оказалось, что можно выделить три таких подхода, различающиеся как по эффективности, так и по уровню сложности.

 

Случайный перебор.  При такой стратегии случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность, и в случае отрицательной оценки выдвигается новое предположение; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение.

Такая стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, и ее используют, как правило, дети и субъекты со слабо  структурированным мышлением. Главный  ее недостаток состоит в том, что  поиск ведется несистематично и  поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям (особенно если речь идет, например, о  распознавании ядовитых грибов).

Рациональный  перебор.  При такой стратегии исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска.

Рассмотрим очень простой  пример. Ясно, что если меня попросят отгадать неизвестную мне букву  алфавита, задавая вопросы, на которые  мне будут отвечать «да» или «нет», то логичнее всего будет сначала  спросить, расположена ли она в  алфавите между а  и т  или  между п и z . Если верным окажется второй вариант, то можно будет спросить. располагается ли она между п  и s  или между t  и z  и т.д. При таких последовательных приближениях круг поиска постепенно сужается, пока не будут найдены ключевые элементы искомой категории или поставленной задачи. Именно так мы чаще всего узнаем животное, которое видели во время прогулки, или находим место поломки в двигателе автомобиля. В досье 9.2 будет показано, что так работает и «искусственный интеллект» компьютера.

Информация о работе Мышление и воображение