Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:10, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»
Вариант № 10: Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
ВВЕДЕНИЕ
1 Мышление – особая форма психического отражения человека. Виды мышления
2 Основные мыслительные операции
3 Понятие воображения и его основные виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абстракция состоит в вычленении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта, в отвлечении от остальных. Так, мы можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом случае признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Путем абстрагирования были созданы отвлеченные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях. [2; с. 286]
Конкретизация предполагает возвращение от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность часто направлена на получение обобщений. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их психики. Обобщение не предполагает отбрасывания специфических свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Повторяемость свойств в ряде предметов указывает на связи между ними. Существенные признаки связаны между собой и именно в силу этого неизбежно повторяются. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. [4; с. 141]
С помощью операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства элементов составляющих эту проблему, находится решение.
Между воображением и мышлением существуют самые тесные связи: воображение осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего; «оживляет» то, что было ранее. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
Воображение
— особая форма человеческой психики,
стоящая отдельно от остальных психических
процессов и вместе с тем занимающая
промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью.
Специфика этой формы психического
процесса состоит в том, что воображение,
вероятно, характерно только для человека
и странным образом связано с
деятельностью организма, будучи в
то же самое время самым "психическим"
из всех психических процессов и
состояний. Последнее означает, что
ни в чем другом, кроме воображения,
не проявляется идеальный и
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "гомосапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. [6; с. 531]
Воображение может функционировать на различных уровнях. Функции воображения многообразны – оно позволяет:
Выделяют следующие основные виды воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное, конкретное и абстрактное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли создает у себя соответствующие образы. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.
Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения. Пассивное воображение реже становится импульсом творческого процесса. Так называемые «спонтанные», «независимые» от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы мозга, скрытой от самого человека. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям. Кроме того, творческий процесс, начинающийся, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. В этом случае воспроизводится реальность в том виде, какова она есть. Хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. [8; с. 194]
Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями. C репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью.
Продуктивное (творческое) воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы — это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое — это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. [6; с. 548]
Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно. [6; с. 558]
С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантастика, иррациональная образность. Однако за всем этим стоят вполне очевидные реалии. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. [6; с. 566]
Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает. У каждого человека — свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка.
С.Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. С помощью конкретного воображения человек создает образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей. С помощью абстрактного воображения человек создает образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по модальности, в которой они представлены. Здесь можно выделить зрительные представления (например, букет из васильков, апельсин и т.д.); слуховые представления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д.); осязательные представления (укол иглы, прикосновение к снегу, щелчок и т.д.); обонятельные представления (запах лука, бензина, сена и т.д.); вкусовые представления (вкус соли, кофе, уксуса и т.д.); двигательные представления (качание на качелях, кружение на месте, взмах руки и т.д.). [6; с. 571]
Есть и другие виды воображения. Это - фантазии, видения, галлюцинации, грезы и мечты. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Особую роль фантазия играет в детском возрасте. Для детей фантастические, создаваемые воображением образы ничем не отличаются от образов восприятий - они столь же реальны и это нужно учитывать при общении с ними. Необходимо поощрять творческие процессы, а это невозможно без хорошо развитого воображения. Но иногда ребенок, сталкиваясь со сложными проблемами, предпочитает не искать способы их разрешения, а уходит в воображаемый мир, где эти проблемы разрешаются фантастическими способами. Это обязательно отражается в поведении ребенка. Т.ч. если родители замечают, что ребенок часто "отсутствует", если у него появляется воображаемый друг - это должно насторожить их и заставить обдумать, почему ребенок предпочитает жить в воображаемом, а не в реальном мире. Чрезмерная мечтательность часто свидетельствует о ранимой психике и о неблагополучии в жизни ребенка
Сновидения можно отнес к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечта в отличие от грезы, несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Мечта чаще всего нацелена на будущее, и несколько его идеализирует. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. [4; с. 211]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы попытались рассмотреть основные понятия мышления, воображения, мыслительных операций с позиций разных авторов. А также создать четкое представление о данных понятиях в своем видении. Были рассмотрены основные виды, функции мышления и воображения.
Можно сделать вывод и том, что мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Мышление - процесс переработки информации в поисках решения какой-либо задачи. Следует так же отметить, что задача развития мышления имеет особую значимость, т.к. оно тесно связано с интеллектом человека.
Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.