Мышление и воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»
Вариант № 10: Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Мышление – особая форма психического отражения человека. Виды мышления
2 Основные мыслительные операции
3 Понятие воображения и его основные виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

кр по психологии - готово.docx

— 45.70 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»

Вариант № 10: Мышление и воображение

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса специальности: юриспруденция

заочной формы  обучения,

группы 1 501 У 2 В

Шифр: 030501

Ф. И. О.

Рецензент: __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2010 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди духовных способностей человека есть такая, которая  на протяжении многих столетий была предметом  пристального внимания ученых и которая  вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом  науки. Это способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.

Изучение  мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это объясняется сложностью данного психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения. Народная пословица гласит: «Чужая голова — потемки». Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и естественного эксперимента, от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Пока не изобретено способа узнать мысли другого человека, — мы можем только догадываться об их содержании с большей или меньшей достоверностью. Но как велико стремление человека к раскрытию этой охраняемой природой с особой тщательностью загадки! Сюжетами скольких фильмов и книг является создание аппарата для чтения мыслей (миелофон в «Гостье из будущего»), роботов-андроидов, искусственного интеллекта, телепатия! Вполне вероятно, что когда-нибудь, в результате длительной работы, это станет реальностью. Изучать мышление очень сложно, но чрезвычайно интересно.

      Воображение -  особая форма человеческой  психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе  с тем занимающая промежуточное положение между восприятием,  мышлением и  памятью.  Специфика  этой  формы психического  процесса  состоит  в  том, что воображение, вероятно, характерно только  для  человека  и  странным  образом связано с деятельностью организма. Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том   числе о его анатомо-физиологической основе.  Где в мозгу человека локализовано  воображение?  С работой каких известных нам нервных органических структур  оно связано?  На  эти важные  вопросы мы почти ничего конкретного ответить  не  можем. Мы знаем  очень  много  о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и  побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Благодаря воображению  человек  творит,  разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение  выводит  человека  за  пределы  его сиюминутного  существования,  напоминает  ему  о  прошлом,  открывает будущее.   Воображение   является   основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Целью данной работы является изучение психологической  литературы по теме « мышление и воображение»,  задачей - показать, что мышление и воображение действительно играют огромную роль в жизни человека. Объект исследования – мышление и воображение как психические процессы, а предметами являются виды, основные мыслительные операции, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

 

 

 

 

 

 

    1. Мышление – особая форма психического отражения человека. Виды мышления

 

Проблема  мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой.

Мышление — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств. Мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения. Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но, чтобы стать человеком их надо развивать. Причем развиваются мыслительные способности только до определенного возраста, в дальнейшем приходится пользоваться уже сформированными умениями сравнивать, анализировать, рассуждать. Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни. Самым важным периодом, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь), является первые 5 лет жизни. В дальнейшем развить что-то оказывается намного сложнее. Мышление интенсивно развивается до юношеского возраста (20-24 года). Пик его продуктивности приходится на 30-40 лет. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует. Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу. [5; с. 156]

С чего начинается мышление? Как оно возникает? Начальным моментом является проблемная ситуация, возникновение вопроса. Для решения задачи и достижения цели требуется проделать мысленную работу в несколько этапов. Наиболее сложна первая фаза — подготовка, умение увидеть проблему и осознать ее. При этом появляется чувство понимания («ага-эффект», инсайт — внезапное озарение, догадка). Происходит формулирование гипотез и выбор подходящих средств и способов. Длительность первой фазы у разных людей различна: кто-то «схватывает на лету», до кого-то «доходит» медленнее. Многие методы исследования мышления посвящены изучению именно этой фазы, например исследование активности мыслительных процессов. [1; с. 221]

А как исторически изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это изменение  связано с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с  практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно  считать только до 6, так как «никому  не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит дело и с другими  абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер. [1; с. 225]

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит  к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются  абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и  мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации  этого являются многие понятия современной  ядерной физики.

Простейшие формы мышления свойственны высокоорганизованным животным, находящимся на интеллектуальной стадии развития психики. Такие животные, например, человекообразные обезьяны и дельфины, не просто воспринимают окружающий мир во всей полноте, но и способны определенным образом  перерабатывать информацию различными способами: анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать. Но мышление таких животных осуществляется большей  частью в наглядно-действенном, частично - в наглядно-образном плане. [3; с. 362]

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение  задачи осуществляется при помощи физического  преобразования ситуации, т.е. деятельно. Например, шимпанзе, чтобы достать  высоко висящее яблоко, ставит несколько  коробок одну на другую или маленький  ребенок, выстраивая пирамидку, пробует  по очереди надевать кольца различного диаметра, решая эту задачу при  помощи действий, т.е. в наглядно-действенном  плане. Хотя, возможно, шимпанзе, прежде чем составлять коробки в действительности, совершает те же действия в своем  воображении - в этом случае это уже  наглядно-образное мышление, при котором  решение задачи осуществляется путем  представления или воображения  ситуаций и изменений в них. И  животное, и ребенок переходят  к этому способу мышления лишь накопив определенный опыт после многократного решения задач в наглядно-действенном плане.

Но наивысшей и, видимо, сугубо человеческой формой мышления является  так называемое словесно-логическое мышление,  способность к которому актуализируется у детей по мере овладения речью и связана  с оперированием логическими  формами мышления - понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятия формируется на основе операций мышления, они могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.     Понятия - символическое обобщенное представление предметов или явлений путем выделения главных признаков, присущих всем предметам данного класса независимо от конкретной ситуации. Например, понятие "человек" представляет набор черт и качеств, обязательно присущих любому человеку - мужчине и женщине, ребенку, взрослому и старику и т.д.

Понятия складываются в суждения, суждения могут быть истинными и  ложными. Суждения - отражение связей между  различными предметами или явлениями. Например, суждение "Все люди смертны" отражает существенную связь между людьми и таким явлением как смерть.

Далее происходит соединение суждений о чем-либо в форме умозаключений, которые бывают утвердительными или отрицательными.          Умозаключение - получение вывода путем анализа и синтеза на основе исходных двух или нескольких суждений. Например, на основе двух следующих суждений    "Все люди смертны" и "Сократ - человек" мы можем получить новое суждение "Сократ тоже смертен"  (Аристотель "Логика"). [4; с. 127]

Различают теоретическое  и практическое, интуитивное и  аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач. Теоретическое  мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического  мышления – постановка цели, создание плана, проекта, схемы, основная особенность  его – развертывание в условиях жесткого дефицита времени. Проводится различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – связано с реализацией желаний человека. Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. [7, с. 185]

Все виды мышления тесно  взаимосвязаны между собой. Отдельные  виды мышления постоянно взаимопереходят  друг в друга. Пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что  этот процесс всегда относительный  и условный. Обычно у человека задействованы  все возможные компоненты и следует  говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные мыслительные операции

 

В процессе мыслительной деятельности можно выделить ряд умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ,синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ  — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать его часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в деятельность) и умственным (теоретическим). [2; с. 264]

Синтез  — это мысленное объединение частей, свойств в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В процессе синтеза устанавливается отношение предметов или явлений как элементов сложного целого. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Чтобы в процессе синтеза объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека. [2; с. 271]

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Для глубокого познания действительности большое значение имеет такое качество мышления, как способность находить различие в сходных предметах и сходство — в различных. [2; с. 279]

Информация о работе Мышление и воображение