Мышление и его особенности в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее понятие о мышлении………………………………………………4
2. Мышление как сложная форма психической деятельности ……………6
3. Виды мышления……………………………………………………………9
4. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности ……………12
5. Индивидуальные стили мышления………………………………………13
6. Отличительные особенности творческого мышления..………………...15
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Психология мыслительной деятельности человека.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной особенности творческой личности приведена В.Н. Дружининым : «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

     Каждый  нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит от того, какие возможности предоставит окружение. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся.

Заключение

     Информация, полученная человеком из окружающего  мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.

     Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

     Задача  мышления заключается в том, чтобы  выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. То, что является существенным, обязательно оказывается общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Всякое мышление совершается в обобщениях. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности.

Список  использованной литературы 

  1. Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С.
  2. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.
  3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений:в 3-х кн.: Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  4. Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, "Вышэйшая школа", 1970 г.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов –на –Дону,2001г.
  6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Информация о работе Мышление и его особенности в профессиональной деятельности