Мышление и его особенности в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее понятие о мышлении………………………………………………4
2. Мышление как сложная форма психической деятельности ……………6
3. Виды мышления……………………………………………………………9
4. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности ……………12
5. Индивидуальные стили мышления………………………………………13
6. Отличительные особенности творческого мышления..………………...15
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Психология мыслительной деятельности человека.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

     Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий.

     Все указанные операции не могут проявляться  изолированно вне связи друг с  другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого мышления, возможность творческого преобразования действительности. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления. 
 

     3. Виды мышления 

     Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимо переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Практически действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком. 

Предметно-действенное  мышление

       Особенности предметно-действенного  мышления проявляются в том,  что задачи решаются с помощью  реального, физического преобразования  ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора). 

Наглядно-образное мышление

     Наглядно-образное мышление связано с оперированием  образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких то чек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

     В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4—7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик.

     Взрослые  также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер. 

Словесно-логическое мышление

     Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой  наиболее поздний этап исторического  и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный, наглядный материал.

     В то же время даже самое отвлеченное  мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

     Кроме вышеперечисленной классификации видов мышления в соответствии с возрастными этапами развития, выделяют и другие виды мышления, в зависимости от его направленности:

     Теоретическое и практическое мышление. Эти виды мышления различают по типу решаемых задач. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка реальной цели, создания плана действий для достижения намеченной цели. Теоретическое мышление имеет дело с научными понятиями, практическое – с житейскими, ситуационными обобщениями.

     Выделяют  также интуитивное и аналитическое (логическое мышление). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, хорошо осознается мыслящим человеком. Интуитивное мышление характеризуется

быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально

осознанным. При  интуитивном мышлении человек не может объяснить – почему он

совершил именно этот поступок в данной ситуации.

     Реалистическое  мышление – направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами.

     Аутическое  мышление – связано с реализацией желаний человека (когда желаемое явление выдается за действительно существующее).

     Эгоцентрическое мышление – ориентация только на свои субъективные мотивы

поведения, невозможность  понимания точки зрения другого  человека.

     Продуктивное  мышление – мышление, в результате которого появляется новый

продукт деятельности.

     Репродуктивное мышление – мышление, в результате которого появляется уже

известный ранее  продукт деятельности, как бы воспроизведенный заново.

     4. Индивидуальные различия в мыслительной

     деятельности. 

     Индивидуальные  различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления:

     Широта  мышления – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частей. Противоположное качество – узость мышления.

     Глубина мышления – умение проникать в сущность сложных вопросов. Противоположное качество – поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

     Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

     Гибкость  мышления – свобода мышления от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, умение быстро менять поведение при изменении обстановки.

     Быстрота  ума – способность быстро разобраться в ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума – недостаточное продумывание вопроса,

выхватывание  какой-то одной стороны проблемы, принятие поспешных решений,

высказывание  непродуманных ответов на вопросы. Замедленность мыслительной

деятельности (заторможенность) – слишком долгое осмысливание проблемы. Это

свойство может  быть обусловлено типом нервной  системы – малой ее подвижностью.

     Критичность ума – способность объективно оценивать свои и чужие мысли,

тщательно и  всесторонне проверять выдвигаемые  положения и выводы.

     К индивидуальным особенностям относят также, каким типом мышления

предпочитает  чаще человек пользоваться (наглядно-действенное, наглядно-образное или словесно-логическое (абстрактное)). 

     5. Индивидуальные стили мышления

     (классификация  А.А. Алексеев, Л.А.  Громова) 

     Различные люди часто демонстрируют характерные для них стили мышления, которые являются достаточно стабильной характеристикой их мышления в целом.

     Синтетический стиль мышления – человек все время стремится создавать что-то новое, оригинальное, может комбинировать и стремиться объединить несходные, а иногда и противоположные данные и идеи. Склонен к теоретизированию и к мысленным экспериментам. Часто задает себе вопрос: «Что будет, если…?». Такие люди стремятся к созданию по возможности более широкой, обобщенной концепции, позволяющей снять противоречия различных подходов, примирить противоположные позиции. Склонны замечать противоречия в чужих рассуждениях. Видят мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен, ради разнообразия.

     Идеалистический стиль мышления – проявляется как склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность таких людей – повышенный интерес к целям, смыслам, человеческим ценностям, нравственным проблемам. Они стремятся сглаживать противоречия, акцентируя внимание на сходствах различных позиций. Легко воспринимают новые идеи. Часто задают вопрос сами себе и другим: «Куда мы идем и почему?».

Информация о работе Мышление и его особенности в профессиональной деятельности