Мозг и психика. Виды обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Цели работы:
1.Проанализировать взаимосвязь мозга и психики;
2.Раскрыть и охарактеризовать виды обучения.
Задачи работы:
- раскрыть понятие психики;
- проанализировать проблему соотношения психики и мозга
- охарактеризовать понятие и сущность традиционного обучения;

- раскрыть понятие и сущность дистанционного обучения;

- охарактеризовать понятие и сущность развивающего обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Мозг и психика………………………………………………………….5
2.Виды обучения………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

7!.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Идеи  билатерального регулирования Ананьева исходят из предположения о том, что большие полушария не только потребляют энергию, но и воспроизводят ее, во всяком случае, часть ее, необходимую для аналитико-синтетической деятельности мозга (это находит свое подтверждение, например, в феномене активного отдыха Сеченова). Билатеральное регулирование представляет такое взаимодействие полушарий, при котором происходит обмен энергией и информацией между полушариями таким образом, что в каждый момент времени каждое из полушарий в соответствии с характером деятельности выполняет по отношению к другому то преимущественно энергетическую, то информационную функцию. Внешним проявлением взаимодействия полушарий являются симметрии и асимметрии в деятельности парных органов. Как показал ряд исследований, степень асимметрии увеличивается в ситуациях напряженной деятельности, что демонстрирует активизацию билатерального контура регулирования.

     Таким образом, нормальное функционирование психики обеспечивается интегральной деятельностью всей нервной системы  и организма в целом, то есть, можно  сказать, нервно-соматической интеграцией. 
 
 
 
 
 

     2. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

     Среди множества подходов к классификации  видов обучения, нами будут рассмотрены  три из них: традиционное, дистанционное  и развивающее обучение.

     Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

     Отличительные признаки традиционной классно-урочной  технологии:

     - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

     - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

     - основной единицей занятий является урок;

     - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

     - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе уча-щихся в следующий класс;

     - учебники применяются в основном для домашней работы.

     Атрибуты  классно-урочной системы: учебный  год, учебный день, расписа-ние уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.

     Традиционное  обучение по своей философской основе является педаго-гикой принуждения.

     Основная  цель обучения: формирование системы  знаний, овладение осно-вами наук, что  выражается в наличии стандарта обучения.

     Массовая  школа с традиционной технологией  остается "школой знаний", основной акцент ставится на информированность  личности, а не на ее культурное развитие.

     Содержание  образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти. Оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса. И по сей день содержание образования в массовой школе является технократическим.

     Знания  адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов  школы направлено на развитие левого полушария мозга, на эстетические предметы отводится лишь 3% от общего числа школьных дисциплин.

     До  сих пор самые сильные, одаренные  дети учатся в физико-математических классах или в классах естественно - научного профиля. И связано это  в первую очередь с родительским, да и нашим, учительским, менталитетом, а во вторую очередь с реальной востребованностью специалистов: программистов, например, требуется больше, чем искусствоведов.

     Основу  традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:

     - научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);

     - природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);

     - последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);

     - доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);

     - прочность (повторение - мать учения);

     - сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

     - принцип наглядности;

     - принцип связи теории с практикой;

     - учет возрастных и индивидуальных особенностей.

     Традиционная  технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с  внутренней жизнью ученика, практически  отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

     Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и  слабые стороны. К положительным  сторонам в первую очередь следует  отнести:

     - систематический характер обучения;

     - упорядоченную, логически правильную подачу материала;

     - организационную четкость;

     - оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

     Но  в конце XX века педагогика подошла  к необходимости перехода на личностно-ориентированное  обучение, так как общество в целом  предъявляет к выпускнику школы  требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

     В настоящее время существует проблема - необходимости повышения эффективности  учебного процесса, и особенно той  его стороны, которая связана  с гуманизацией образования, развитием  личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития.

     Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения. 
 
 

     Дистанционное обучение

     Дистанционная форма обучения (ДО) — это получение  образовательных услуг без посещения  ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных  технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

        Дистанционное обучение позволяет  получить университетский диплом  всем, кто по тем или иным  причинам не может учиться  очно. Это особенно актуально  именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

        Дистанционное образование открывает  большие возможности для студентов-инвалидов.  Современные информационные образовательные  технологии позволяют учиться  незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

        Получив учебные материалы в  электронном и/или печатном виде  с использованием телекоммуникационных  сетей, студент может овладевать  знаниями дома, на рабочем месте,  или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

        Компьютерные системы могут проэкзаменовать,  выявить ошибки, дать необходимые  рекомендации, осуществить практическую  тренировку, открыть доступ к  электронным библиотекам, за считанные  секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

        Учитываются индивидуальные способности,  потребности, темперамент и занятость  студента. Он может изучать учебные  курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все  это делает дистанционное обучение  качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

     Лекции  ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с  преподавателем. Однако, имеют и  ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM — диски  и т. д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

     Консультации  ДО являются одной из форм руководства  работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и  электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

     Лабораторные  работы ДО предназначены для практического  усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

     Контрольные работы ДО — это проверка результатов  теоретического и практического усвоения учебного материала. 

     Развивающее обучение

      Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение  и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с  ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие “развивающее обучение” существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.

      Одно  из первых определений этого понятия  связано с работами пионеров в  области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: “...развитие представляет собой воспроизведение  индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека”.

      Смысл сказанного выше в последующем конкретизируется путем выделения двух типов мышления: рассудочно-эмпирического и теоретического. При этом, как следует из дальнейшего  изложения, развивающее обучение сводится к формированию теоретического мышления. Последнее определяется следующим образом: “Следовательно, теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее и вне ее эти явления могут быть объектом лишь эмпирического рассмотрения”.

      Есть  и более простые формулировки этих понятий.

Информация о работе Мозг и психика. Виды обучения