Мотивы учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:33, реферат

Описание работы

Учителя не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что говорит учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
I. Мотивация учебной деятельности…………………………………………4
1.1. Потребности, мотивы и мотивация……………………………………..4
1.2. Типы мотивации учебной деятельности……………………………….5
II. Формирование мотивов учебной деятельности в процессе обучения……......................................................................................................7
2.1. Пути формирования учебной мотивации в процессе обучения у младших школьников………….………………………………………………...7
2.2. Пути формирования учебной мотивации в процессе обучения у подростков………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………....16

Работа содержит 1 файл

КР Мотивы уч д.docx

— 61.48 Кб (Скачать)

   Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание  учеником своих успехов, продвижения  вперед.

   Принимая  во внимание изложенное выше, не стоит забывать и о том, что каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. В любом классе имеется несколько учеников, с которыми просто необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Для выявления таких школьников следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю.

   Учитель может использовать беседу с учеником во время проверки домашних заданий. В ходе беседы учитель спрашивает, какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т.д.

   После того как учитель будет иметь  объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном  уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить о них, отметим, что  учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учеником. Полученные данные об ученике не должны быть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек  его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения  вещей.

   Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому  уровню мотивации. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая  никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для  ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его  успехи при решении трудной задачи, - это вселит в него дух уверенности.

   В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.

   Игра  помогает подготовить ребенка к  учению. Постепенно учение приобретает  личностный смысл, начинает вызывать положительное  отношение к себе, что является показателем положительных мотивов  выполнения этой деятельности. 

   
    1.   Пути формирования мотивов учебной деятельности в процессе обучения подростков

   В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной  деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к  другому (от ориентировочных учебных  действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения.

   В подростковом возрасте возможно осознание  своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу  подросткового возраста наблюдается  устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная  постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить  гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального  самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.

   Общий смысл формирования состоит в  том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к  учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в  школе, классе; участие ученика в  коллективистических формах организации  разных видов деятельности; отношения  сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого  вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение  учителем школьников к оценочной  деятельности и формирование у них  адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная  форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность  речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных  ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное  выполнение им учебных действий и  самоконтроля, самостоятельный переход  от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

   Работа  учителя, прямо направлена на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  • актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
  • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  • коррекция дефектных мотивационных установок;
  • изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

   Формирование  включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого  из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению  у них новых качеств.

   Особым  видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и  самооценки является обдуманное поощрение  их учителем. Для мотивации школьника  более важной, чем оценка учителя  оказывается скрытая в отметке  информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она  относится не к способностям ученика  в целом, а к тем усилиям, которые  прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления  отметки учителем для поощрения  мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с  успехами других учеников, а с его  прежними результатами.

   Удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

   Задачи  на формирование учебной деятельности, постановку целей, «тренировку» мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, - с конца младшего школьного возраста. 

 

   

   Заключение 

   Как правило, учебная деятельность ребенка  побуждается не одним мотивом, а  целой системой разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся  в определенном соотношении между  собой.

   Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

   Выделяют  отрицательную и положительную мотивацию, связанную с результатами учения.

   В процессе учения тип мотивации может меняться.

   Основная  задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка  желание усваивать новый материал, научиться работать с ним, при этом следует учитывать возраст ребенка, а также его индивидуальные особенности, в том числе - и в мотивационной сфере.

   К сожалению, в современной школе недостаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе, как правило, не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

 

   

   Список  литературы 

   
  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  4. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. 603 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2007. – 212 с.
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. 702 с.
  8. Салмина Н.Г. Сохина В.П. Обучение математике в начальной школе. – М., 1975.
  9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
  10. Талызина Н.Ф. педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 228 с.

Информация о работе Мотивы учебной деятельности