Мотивы. Понятие, характеристика и этапы формирования

Автор: Ирина Борисова, 23 Ноября 2010 в 18:15, реферат

Описание работы

Среди множества понятий, используемых в психологии для описания и объяснения побудительных аспектов в поведении человека, наиболее общими и чаще всего применяемыми являются понятия "мотив" и "мотивация". В связи с этим особый интерес представляет всестороннее изучение мотивации как одного из важнейших свойств личности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………....3
Мотивы. Понятие, характеристика и виды мотивов…………………….4-11
Этапы формирования мотива …..………………………………………..12-15
Мотивация………………………………………………………………….16-23
Заключение…………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………… …………25-26

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Все сказанное позволяет заключить, что мотив - это не просто одна из составляющих деятельности. Он выступает  в качестве компонента сложной системы - мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична и зависит от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. (В этих мотивах проявляется направленность личности.)

     В мотивационной сфере личности можно  выделить такие мотивы:

     -ситуационные, обусловленные конкретной обстановкой,  в которой находится личность;

     -связанные с деятельностью личности;

     -связанные,  с жизнью личности в коллективе, членом которого она является;

     -относящиеся  к обществу в целом.

     Указанные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В  действительности же существует столько различных мотивов, сколько имеется отношений <человек-среда>. Мотивы изменчивы и формируются в процессе индивидуального развития человека6. В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избежания неудач, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др.

     Мотивы  аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне – в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними.

     В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся  в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

     Другим  весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо  выраженное стремление человека иметь  власть над другими людьми.

     Особое  место занимают так называемые просоциальные мотивы и соответственно просоциальное поведение. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

     Агрессия  рассматривается как явление  по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было  высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название «мотив агрессивности». Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку7.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Этапы формирования мотива 

     Вопрос, откуда берутся мотивы, как они  возникают, в психологии личности один из основных. Для понимания сущности мотивационной сферы (ее состав, строение, динамика) необходимо, прежде всего, рассмотреть связи и отношения личности с другими людьми. Следует принимать во внимание, что строение мотивационной сферы личности имеет многомерный и многоуровневый характер. В процессе своего развития человек как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а мотивационная сфера индивида начинает формироваться под влиянием жизни общества: его норм, правил, идеологии, политики и др.

     Принадлежность  человека к какой-либо группе - один из важнейших факторов, влияющих на мотивационную сферу личности. Поэтому  подростки, которые интересуются шахматами, отличаются от своих сверстников, увлекающихся карате или коллекционированием  марок.

     Поскольку любой человек входит в целый ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы человека, индивида, а как явление,  связанное с развитием его отношений с другими людьми. Таким образом, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

      В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

      Центральный момент данной теории заключается в  том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т. е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой8.

     Немаловажное  значение для мотивационной сферы  имеют индивидуальные особенности  человека. Например, тревожность в  различных ситуациях проявляется  по-разному. Одни люди склонны себя тревожить всегда и везде, другие проявляют тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Если проявления тревожности устойчивы, их принято называть личностными.

     Мотивационная сфера зависит и от возраста. Так, изучение мотивов у школьников показало, что их учебная деятельность побуждается целой системой разнообразных мотивов9. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными и не имеют самостоятельного значения. Второстепенные мотивы всегда подчинены ведущим.

     У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать в классе репутацию отличника, у другого - желание получить высшее образование, у третьего- интерес к самим знаниям10.

     Среди мотивов учения можно выделить две  основные группы. Первая группа мотивов  связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Сюда относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.

     Вторая  группа мотивов определяет взаимоотношения  школьника с окружающей средой. Эта группа включает в себя потребности ученика в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желание занять определенное место в системе взаимоотношений с ними. Мотивы обеих категорий необходимы для успешного осуществления не только учебной деятельности, но и любой другой.

     Так, у детей, которые поступают в  школу, имеются широкие социальные мотивы, связанные с потребностью приобрести новый статус у окружающих, а именно положение школьника, и  стремление выполнять связанную с этой позицией серьезную, общественно значимую деятельность. Но, кроме того, у детей есть не менее развитые познавательные интересы. Первое время и те, и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение ребенка к учению. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.

     К третьему и четвертому классам потребность  в позиции школьника оказывается  уже удовлетворенной и положительное  отношение детей к учению снижается.  Переломным этапом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие ученики начинают тяготиться школьными обязанностями, старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Постепенно у ребенка возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе уже не столько мнение учителя, сколько отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояние большего или меньшего эмоционального благополучия.

     У школьников старшего возраста мотивы учения связаны с их будущей позицией в жизни и с предстоящей  профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники - это люди, которые  обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступает для них мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру11.

     Люди  различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а самым высоким (самым сильным) мотивом в иерархии. Такой мотив активируется, становится действенным, т.е. участвует в мотивации поведения. Он остается действенным до тех пор, пока либо не будет достигнута цель, либо изменившаяся ситуация не сделает более важным другой мотив. В результате последний активируется и становится ведущим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Мотивации 

     Термин  «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

     Вопрос  о мотивации деятельности возникает  каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека

     Мотивациясостояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию12.

     Речь  идет о мотивации как о процессе, происходящем в самом человеке, направляющем его поведение в конкретное русло, побуждает его вести себя в конкретной ситуации определенным образом. Раскрывая сущность процесса мотивации, мы способны понять и свои действия и поведение людей, с которыми общаемся, в самых различных ситуациях. Распознавание механизма мотивации необходимо для решения многих практических вопросов.

  В первую очередь такие проблемы интересуют управленцев, которым очень важно знать мотивы поведения людей их групп с тем, чтобы активно применять свои знания в повседневной работе для повышения эффективности труда коллектива13. Мотивация характерна двумя составными элементами — деятельностью и направленностью. Мотивация всегда связана с определенной ситуацией. Если, скажем, отношение к работе меняется достаточно медленно, то мотивация колеблется в зависимости от рабочей ситуации. Разносторонние исследования и накопленный практический опыт14 показывают, что соотношение деятельности (или активности) человека и результатов его работы характеризуется кривой линией. Вначале по мере роста активности результаты повышаются. Позже в определенном диапазоне активности результаты сохраняются на одном уровне. Этот этап именуется оптимальным диапазоном активности, когда достигаются лучшие результаты. После того как активность начинает превышать границу оптимального диапазона, итоги работы начинают ухудшаться.

Информация о работе Мотивы. Понятие, характеристика и этапы формирования